Loading...

Ключевые тенденции развития FMCG-рынка и основные вызовы импортозамещения обсудили на пленарном заседании «Потребительская полка: импортозамещение, вызовы и потребности ритейла» с участием директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никиты Кузнецова и руководителей ведущих российских компаний.

Модераторами сессии выступили Председатель правления Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов и генеральный директор «Котани России и СНГ» Кирилл Терещенко.

Спустя два года после известных событий ясно, что российский ритейл не только достойно встретил очередные санкции, но и достаточно быстро приобрёл надёжную финансовую устойчивость. В массовом сознании западные бренды давно потеряли прежние позиции и воспринимаются большей частью негативно. Однако не всё так просто. Во всяком случае, ситуацию с зарубежными компаниями нельзя воспринимать однозначно, считает генеральный директор «Котани России и СНГ» Кирилл Терещенко.

— Первыми Россию покинули компании, которым российский рынок был попросту не важен. Вторая группа компаний — это те, которые инвестировали в рынок и успешно развивали продажи. Даже сейчас у них нет мыслей об уходе из России, поэтому нужно к таким компаниям относиться уважительно. И, наконец, третья группа компаний — это сами американцы, которые спешат нарастить производство, пока европейские компании не вернулись назад. Вот такие компании нам необходимо ограничивать. Как это сделать правильно, а главное — мудро, над этим надо хорошо подумать, — заключил он.

Сегодня российский рынок в значительной степени занят товарами зарубежных компаний. Внедрение российской полки — это не просто закон об обязательном маркетинге российских брендов. Это выравнивание конкурентных условий, убеждён директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов.

— Существует разница конкурентных условий, и это объективно, — отметил выступающий. — Есть столкнуть лоб в лоб бренд Zara и Ивановский текстиль, понятно, что произойдет и кому будет отдано покупательское предпочтение... Российскому товару необходимо время. Когда у ритейлера появится обязанность заботиться о российской полке, он будет учить производителя делать такой товар, который можно продавать.

В подтверждение сказанному спикер обратился к аллегории. В частности, сказал о том, что «российские производители — это наши дети, однако ребёнок может ошибиться, может даже упасть в грязь, ему нужно время, чтобы достигнуть желаемых результатов. А ритейлеры — это старшие дети, поэтому они обязательно должны младшим помогать».

Успешно складывается ситуация с реализацией продукции на российских маркетплейсах. Об этом рассказал руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александр Васильев.

— За последний год число покупателей на нашей платформе существенно увеличилось, — отметил он. — Процент покупок товаров повседневного спроса вырос на 44 процента. Клиенты активно пользуются также продукцией Ozon Fresh. Это отдельный сегмент, который занимается реализацией готовой еды. Периодически у нас появляются всё новые идеи, как можно поддержать российского производителя. И мы стараемся ими делиться.

О том, какие изменения происходят сегодня на продовольственной полке, рассказал заместитель генерального директора, коммерческий директор розничной сети «Магнит» Егор Шумилин.

— Трансформация больше всего коснулась рынка напитков, но сейчас ситуация стабилизировалась. Приложение программы лояльности магазина «Магнит» установили в гаджетах уже 80 млн человек, и это платежеспособная аудитория. Еще не так давно мы возили огурцы из-за границы, сейчас 90% огурцов — из российских теплиц, отечественного же АПК и 70% томатов. А вот цитрусовые и бананы невозможно заместить, поэтому здесь присутствует импорт.

По словам спикера, основные товары в России сегодня замещены на отечественные. Развиваются региональные бренды, усиливается местное производство. Начинается честная конкуренция между российскими брендами, в которой побеждают наиболее качественные и выгодные товары. Растет тренд на региональных производителей и компании, которые достигают высоких показателей. И это безусловный плюс сегодняшнего ритейла.

— В 2023 год с рынка ушло 9,5 тыс. брендов, а новинок появилось 10,5 тыс. Сегодня мы видим реальное восстановление покупательского спроса, — отметил исполнительный директор NielsenIQ Константин Локтев. — Кредиты и сбережения растут. Покупатель стал больше зарабатывать и, соответственно, больше тратить. Спрос вырос на 5,6%. Потребление продовольственных товаров растет практически в два раза быстрее, чем непродовольственных. Внутри продовольственных категорий активно растет группа товаров «побалуй себя» и товары для животных. Начинают активно открываться хард-дискаунтеры, поэтому увеличивается процент продаж: по сравнению с прошлым годом он вырос на 45,5%.

Отношение покупателей к хард-дискаутерам начинает меняться, отметила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. А всё дело в том, что в последние годы эти магазины эконом-класса существенно улучшили свои качественные показатели. Россияне чувствуют и понимают, что отечественные производители могут заместить (и с успехом замещают) импортные продукты в важнейших потребительских категориях. И в этом заслуга не только производителя, но и ритейла.

Показательной в этом плане можно считать молочную отрасль. О ней рассказала вице-президент по продажам Health & Nutrition Мария Петрова. В частности, она отметила, что оборот молочной продукции сегодня составляет 850 млн рублей в год. Не останавливается рост продаж молочной продукции. И это закономерно: потребитель готов платить за качество, вкус, свежесть, что он с удовольствием и делает.

— Тренд на здоровое питание — тот самый ветер, который дует в паруса молочной продукции, — подчеркнула спикер.

Мнение коллеги поддержал заместитель генерального директора компании «ЭкоНива-Продукты питания» Алексей Масленников.

— Корма мы производим на своих собственных полях, сами же определяем их состав. А при производстве продукции не используем ни консерванты, ни красители. Это, если хотите, наша религия. И потребитель разделяет наши интересы, мы это видим по росту спроса на продукцию, — отметил он.

Сегодня с новыми вызовами приходится справлять не только тем, кто реализует продукты питания, но и тем, кто занимается продажей непищевых товаров. Например, мебели. Своими мыслями на этот счёт поделился управляющий директор компании HOFF Максим Генке.

— В России высокая конкурентность мягкой мебели, а также производства ДСП. При этом российская мебель составляет 90 процентов. Мы активно взаимодействуем с производителями по многим направлениям, есть у нас и собственное производство. Примерно 85 процентов наших поставщиков — это отечественные компании. В наших планах — работать над увеличением доли собственной торговой марки в ассортименте.

Своими впечатлениями о сегодняшней ситуации на рынке электроники рассказал официальный представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.

—До 2022 года производство электроники в России представляло собой локализацию зарубежных брендов. Уход зарубежных производителей открыл определённые проблемы в электронике. Например, у нас нет собственной компонентной базы, необходимой для производства. Некоторые комплектующие современных телевизоров производятся всего на 3–4 заводах в мире, в частности, в Китае и Корее. Их производство в России нерентабельно, и это тоже приходится учитывать.

По мнению спикера, параллельный импорт — это всего лишь один из путей решения проблемы. Еще один способ — это развитие регионального производства. Именно это направление и надо развивать. Это трудно, но это просто необходимо, чтобы справиться с вызовами нашего, весьма непростого, времени.