На пленарной дискуссии «Защита и стимулирование. Политика государства и стратегии бизнеса на новом этапе развития алкогольного рынка» поднялись вопросы развитии алкогольного рынка в текущих экономических условиях, государственной поддержке развития винодельческой отрасли и её влияние на ключевые показатели российского виноделия.
Модераторами пленарной дискуссии «Политике государства и стратегии бизнеса на новом этапе развития алкогольного рынка» выступили:
Александр Ставцев, вице-президент Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла, руководитель ИЦ WineRetail и Артур Саркисян, президент Союза сомелье и экспертов России.
Участниками сессии выступили руководители и сотрудники государственных министерств и ведомств.
Была затронута проблематика законодательного регулирования винного рынка, производства и продажи алкогольной продукции. В ходе обсуждения решался вопрос о том, как будет реализован подход к стимулированию продаж отечественной продукции на алкогольном рынке? Какой может быть доля вина в ритейле и HoReCa?
Участники высказались о «Днях российских вин», а также о других актуальных инициативах продвижения отечественного виноделия.
Артур Саркисян, президент Союза сомелье и экспертов России: «в последние годы мы наблюдаем изменение качества вина. Увеличилась чистота самого вина. Но в то же время проблемы еще остаются некоторые российские виноделы говорят, что продаж нет. Рестораны считают, что дешевле купить иностранное вино. Поэтому государственная защита для отрасли нужна, необходима поддержка. Те меры, которые сейчас вводятся — это правильное направление. Другая проблема: в России сейчас нет достаточного количества премиального вина. Ведь если ты хочешь продавать вино, как премиальное одного желания тут недостаточно, должно быть выше качество, а с этим существуют проблемы. У многих производителей вина нет даже концепции и стратегии. А это очень важно».
Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России: «Мы должны продолжать политику разумного протекционизма. Везде во всем мире такой опыт присутствует. Во Франции, в Бургундии не найдешь вина российского, только французское, максимум итальянского. Государство должно стоять на страже национальной продукции и поддерживать ее. Если богатеют производители, соответственно богатеет и народ. И больше товаров сможет себе позволить. Нужно действовать в направлении увеличения роста продаж российского вина в области алкогольного сегмента. И мы должны подталкивать розницу, чтобы они уделяли больше внимания продвижению российских вин. Ведется разработка мер о введении квоты на российские вины в кафе и ресторанах. Это приведет к запуску маркетинга в области российского вина».
Ирина Федина, заместитель директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России: «В последние годы растет количество сбора урожая в России. Основные регионы: Краснодар, Дагестан, Крым. Краснодар занимает 30%. Сформирован реестр виноградников в России он опубликован на сайте Минсельхоза. Основные сорта виноградников в России: Каберне-Совиньон, Шардоне, Мерло. Площадь виноградников в России чуть более 105 000 га. Закладка виноградников ежегодно в последние годы чуть более 6 000 га. Производство показывает положительные динамики, но в прошлом году было снижение на 10%, в этом году по статистике за 4 месяца, рост составляет почти 30 % с период прошлого года. Реализация вина увеличивается и в 2023, и за 4 месяца этого года. Наибольшую долю занимает игристое вино. Государственная поддержка оказывается в полной мере. Ежегодно выделяется 3,5 млрд рублей государственной поддержки. Ее используют для приобретения техники и продукции. В последние два года производители вина стали обращаться для создания виноградного туризма».
Максим Чмора, начальник ГУ Федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России: «Поможет ли запрет на ввоз иностранного вина, российскую продукцию качественнее и доступнее? Я думаю, что это приведет к увеличению цен, и качество не будет улучшаться. Была увеличена ставка таможенной пошлины до 20% на ввоз вина из недружественных стран. Но на объем ввозимой продукции это не повлияло. Можно радикально повышать таможенные пошлины, но при наличии незамещенного спроса, это не даст результата. Но это может привести к ввозу из других стран, где налаживается процесс производства вина из материала из недружественных стран».
Алексей Плотников, исполнительный директор ФСРО «Ассоциация виноградарей и виноделов России»: «Есть инструмент, который в настоящее время действует, как добровольный. Каждый желающий должен подавать отчет, сколько виноградников имеется, сколько получено виноматериала, сколько вина получилось в итоге. При прохождении проверки выдается марка „Вино России“. Наша эмблема — это две матрешки. А знак вино России — это одна матрешка. Это означает, что вино гарантировано произведено из материала, выращенного в России. В России существует неудовлетворенный спрос в области виноделен. Мы, как ассоциация виноделов России отстаиваем интересы виноделов России. У нас есть предложение отменить льготный период для грузинских вин. Количество вина, произведенного в Грузии, не соответствует количеству возможного производства не территориях грузинских виноградников».
Павел Фунтиков, руководитель отдела по работе с клиентами NielsenIQ: «Спрос является одним из ключевых драйверов роста FMCG. Большинство категорий демонстрирует рост. Мы видим серьезные изменения в области спроса на водку и виски. В области новинок мы видим много новинок на рынке, особенно среди алкогольной продукции SKU».
Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли: «В 2007 году был введен запрет на доставку алкоголя, потому что в то время не было способов по контролю доставки алкогольной продукции. В последнее время среди доставки лекарств и ювелирных изделий нарушений нет. Я думаю, запускать онлайн-продажи алкоголя можно. Способы контролировать существуют, и рынок к этому готов».
По итогам сессии участники пришли к решению о необходимости увеличения мер поддержки для российских винодельческих компаний, а также о об их дополнительном стимулировании для увеличения доли российского вина в структуре продаж.