Loading...
Пленарное заседание FMCG & RETAIL summit «Потребительская полка: импортозамещение, вызовы и потребности ритейла» на НРР-2024

На пленарном засе­дании FMCG & RETAIL summit затра­ги­ва­лись важные вопросы о потреб­но­стях ритейла и возмож­но­стях произ­во­ди­телей. Эксперты выска­за­лись о ключевых тенден­циях развития FMCG рынка, а также об основных вызовах импор­то­за­ме­щения для ритейла.

Моде­ра­то­рами сессии высту­пили Андрей Карпов, Пред­се­да­тель прав­ления Российской Ассо­ци­ации экспертов рынка ритейла и Кирилл Тере­щенко, гене­ральный директор «Котани России и СНГ».

Участ­ни­ками пленар­ного засе­дания высту­пили Никита Кузнецов, директор депар­та­мента развития внут­ренней торговли Минпром­торга России, а также руко­во­ди­тели ведущих российских компаний.

Была затро­нута пробле­ма­тика адап­тации ритейлеров к новой реаль­ности после ухода зару­бежных брендов.

В ходе обсуж­дения решался вопрос о том необ­хо­димо ли введений российской полки в мага­зинах, и принесет ли это поло­жи­тельный результат.

Участ­ники выска­за­лись о своем видении эффек­тив­ности имор­то­за­ме­щения в Россиии в насто­ящее время.

По итогам пленар­ного засе­дания пришли к выводу о том, что произ­во­ди­тели и ритейлеры справ­ля­ются с теку­щими вызо­вами вполне успешно, потре­би­тельский спрос начи­нает расти.

Кирилл Тере­щенко, гене­ральный директор «Котани России и СНГ», высказал свое мнение о зару­бежных компа­ниях остав­шихся и ушедших с российского рынка: «В первые полгода Россию поки­нули компании, которым был не важен российский рынок. Вторая группа компаний, это те, которые инве­сти­ро­вали в рынок, разви­вали продажи, и даже сейчас у них нет мыслей об уходе из России, поэтому нужно к таким компа­ниям отно­ситься уважи­тельно. Третья группа компаний — это сами амери­канцы, которые нара­щи­вают произ­вод­ство, в то время пока евро­пейские компании ушли. Такие компании нужно огра­ни­чи­вать. Как это сделать правильно и мудро над этим нужно поду­мать».

Никита Кузнецов, директор депар­та­мента развития внут­ренней торговли Минпром­торга России высказал свою точку зрения на то, снизится ли цена на товары с введе­нием российской полки в мага­зинах: «Можно сказать, что внед­рение российское полки — закон об обяза­тельном марке­тинге российских брендов. Это вырав­ни­вание конку­рентных условий. У нас рынок в значи­тельной мере занят това­рами зару­бежных компаний. Суще­ствует разница конку­рентных условий. Есть столк­нуть в лоб бренд Zara и Иванов­ский текстиль понятно, что произойдет. Российскому товару нужно время. Когда у ритейлера будет обязан­ность о российской полке, ретейлер будет учить произ­во­ди­теля, чтобы прода­вать этот товар. Есть алле­гория о том, что все российские произ­во­ди­тели — это наши дети, но ребенок не сможет сразу пода­рить дачу, машину, но он может ошибиться, упасть в грязь, но ему нужно время, чтобы достиг­нуть результата, а ритейлеры это старшие дети, поэтому они должны им помо­гать».

Алек­сандр Васи­льев, руко­во­ди­тель направ­ления по взаи­мо­действию с орга­нами госу­дар­ственной власти Ozon рассказал о том, как маркет­плейсы борются с неле­гальной продук­цией, и как меня­ются кате­гории товаров: «За последний год коли­че­ство поку­па­телей на нашей плат­форме суще­ственно увели­чи­лось. Клиенты активно поль­зу­ются продук­цией OzonFresh. Отдельный сегмент, который растет это готовая еда. Процент покупок товаров повсе­днев­ного спроса вырос на 44%. Мы стара­емся разви­вать продажу товаров российского произ­вод­ства. У нас пери­о­ди­чески появ­ля­ются новые идеи как поддер­жать российского произ­во­ди­теля».

Максим Генке, управ­ля­ющий директор HOFF рассказал о том, как компания Hoff справ­ля­ется с новыми вызо­вами: «Россий­ская мебель состав­ляет 90%. В России высокая конку­рент­ность мягкой мебели и произ­вод­ства ДСП. Мы глубоко взаи­мо­действуем с произ­во­ди­те­лями по многим направ­ле­ниям. 2022 год повлиял на нас, но не очень сильно, многие произ­во­ди­тели фурни­туры не ушли, но в самой России слабо развито произ­вод­ство фурни­туры и мебельной ткани».

Егор Шумилин, заме­сти­тель гене­раль­ного дирек­тора, коммер­че­ский директор розничной сети «Магнит» поде­лился своим мнением том, какие изме­нения проис­ходят на продо­вольственной полке товаров: «Транс­фор­мация больше всего косну­лась рынка напитков, но сейчас ситу­ация стаби­ли­зи­ро­ва­лась. Доста­точно обра­тить внимание на то, что прило­жение программы лояль­ности мага­зина „Магнит“ уста­нов­лено у 80 млн человек, а это плате­же­спо­собная ауди­тория. Еще не так давно мы возили огурцы из-за границы, сейчас 90% огурцов российские из теплиц, 70% томатов российские, а цитрусы и бананы невоз­можно импорто заме­стить. Основные товары в России сейчас заме­щены на отече­ственные. Разви­ва­ются российские бренды и российское произ­вод­ство. Мы осто­рожно отно­симся к плани­ру­емым огра­ни­че­ниям. В России начи­на­ется честная конку­ренция между российскими брен­дами, и побеж­дают наиболее каче­ственные и выгодные товары. Растет тренд на появ­ление реги­о­нальных произ­во­ди­телей, и которые пока­зы­вают успешные пока­за­тели».

Константин Локтев, испол­ни­тельный директор NielsenIQ, Рассказал о ключевых трендах и вызовах на потре­би­тельском рынке: «Мы се­го­дня видим восста­нов­ление поку­па­тельского спроса. Поку­па­тель стал больше зара­ба­ты­вать и стал больше тратить. 93 трн. рублей доходы насе­ления, цифры доходов насе­ления растут. Рост реальных доходов, то есть спрос вырос на 5,6%. Кредиты и сбере­жения растут. Поку­па­тель нахо­дится в пози­тивной зоне дина­мики индекса потре­би­тельского опти­мизма, и он состав­ляет 112. Рост произошел резко с 4 квар­тала прошлого года. Чем больше уровень опти­мизма, тем больше поку­па­тель готов тратить. Потреб­ление продо­вольственных товаров растет прак­ти­чески в два раза быстрее, чем непро­до­вольственных. Важно, что в каналах продаж виден рост среди хард-диска­ун­теров и онлайн продаж на 45,5%. Хард диска­ун­теры начи­нают активно откры­ваться, поэтому увели­чи­ва­ется процент продаж. Внутри продо­вольственных кате­горий активно растет группа товаров „побалуй себя“ и товары для животных. На рынке за 2023 год ушло 9,5 тысяч брендов, а новинок появи­лось 10,5 тысяч брендов».

Мария Петрова, вице-прези­дент по продажам Health & Nutrition расска­зала о том, что явля­ется основным прио­ри­тетом в развитии молочной отрасли: «Оборот молочной состав­ляет 850 млн рублей в год. Продол­жа­ется рост продаж молочной продукции. Потре­би­тель готов платить за каче­ство, вкус, свежесть. Эконо­мика способ­ствует росту в кате­гории молочных товаров. Тренд на здоровое питание служит ветром в паруса молочной продукции. Стои­мость молока между летом и зимой сгла­жи­ва­ется. Отра­зился уход с рынка компании произ­во­ди­теля заквасок для йогуртов. Но с основ­ными вызо­вами удалось спра­виться».

Елена Сарат­цева, заме­сти­тель руко­во­ди­теля орга­ни­зации Роска­че­ство расска­зала об улуч­шении каче­ства товаров российского произ­вод­ства: «У людей меня­ется отно­шение к хард-диска­ун­терам. В последние годы хард-диска­ун­теры суще­ственно улуч­шили свое каче­ство. Россияне ощущают, что отече­ственные компании могут заме­стить импорт в важнейших потре­би­тельских кате­го­риях. Каче­ство импор­то­за­ме­щенных напитков на высоком уровне. Вкусовые критерии не отли­ча­ются от ориги­налов».

Алексей Маслен­ников, заме­сти­тель гене­раль­ного дирек­тора компании «ЭкоНива-Продукты питания» рассказал о том, как компании удается выдер­жи­вать конку­ренцию среди кате­гории молочных товаров: «Мы на своих полях произ­водим корма. Сами опре­де­ляем состав кормов для коров. Благо­даря такой уникальной концепции удается достичь высокое каче­ство продукции. Мы не исполь­зуем никаких консер­вантов и краси­телей. Это наша религия. Потре­би­тель разде­ляет наши инте­ресы, и мы видим это на спросе на нашу продукцию».