Loading...
Итоги экспертной сессии «Фарма: online vs offline. Тренды. Противоречия. Перспективы»

В рамках сессии обсуж­да­лись следу­ющие вопросы:

  • Основные тренды на рынке online фармы. Отличия от других рынков
  • Влияние роста online на фарма­цев­ти­че­скую розницу
  • Эффек­тив­ность offline розницы в новых усло­виях
  • Аптечные маркет­плейсы и их уникаль­ность
  • Элек­тронный рецепт
  • Перспек­тивы развития фарм­рынка в offline и online

Моде­ратор — Игорь Головко, осно­ва­тель RETAILING consult, эксперт по эффек­тив­ности процессов розницы.

Спикеры сессии:
Борис Попов, гене­ральный директор «Здрав­сити», Сергей Буйлов, директор бизнес-формата «Магнит-Аптеки», Алек­сандр Мона­стырев, осно­ва­тель Аптечная сеть «Мона­стырев.рф», Юлия Нечаева, директор отдела стра­те­ги­че­ских иссле­до­ваний DSM GROUP, Иван Панте­леев, руко­во­ди­тель кате­гории «Здоровье» «Мега­маркет», Григорий Милешкин, опера­ци­онный директор «Первый Элек­тронный рецепт», Сергей Жданов, управ­ля­ющий директор, директор Центра инду­стрии здоровья «Сбер­банк», Юрий Клюшенков, владелец и гене­ральный директор «ВПЛАБ».

Юлия Нечаева: «По итогам 2023 года общий оборот интернет-торговли вырос на 28%. В аптеках полка огра­ни­чена, но поль­зуясь онлайном потре­би­тель может увидеть беско­нечную полку. Согласно иссле­до­ва­ниям, в аптечном ecome самый низкий средний чек около 800 рублей».

Алек­сандр Мона­стырев: «Когда я заду­мывал интернет-торговлю, я плани­ровал, что она дойдет до 80%, однако 50% насе­ления пред­по­чи­тает поку­пать прямо сейчас оффлайн... Рынок лекар­ственных средств- безгра­ничен. Мы как ритейлеры заин­те­ре­со­ваны в росте этой кате­гории и развитии профес­си­о­налов, врачей, фарма­цевтов. Резкий скачок интернет-торговли будет, когда у клиента не станет выбора за каким препа­ратом обяза­тельно идти в аптеку с рецептом, а какой можно зака­зать, это произойдет, когда появятся элек­тронные рецепты».

Григорий Милешкин про систему «Первый элек­тронный рецепт»:
«Немного о цифрах, мы достигли около 6 млн выпи­санных рецептов. Порядка 1,7 млн уникальных паци­ентов, около 600 тыс. рецептов выпи­сы­ва­ется ежеме­сячно.
Человек приходит с прило­же­нием, выводит код на экран теле­фона, и фарма­цевт считы­вает его скан­нером». Григорий также подчер­ки­вает, что ключ успеха — работа с врачами, активно идет процесс цифро­ви­зации и это помо­гает сэко­но­мить время, упро­стить процесс и снизить нагрузку на меди­цин­ские орга­ни­зации«.

Юрий Клюшенков считает, почему фарм­рынок проиг­ры­вает позиции своей консер­ва­тив­но­стью. «Нужно смот­реть, что хочет потре­би­тель. Люди стали думать, как меньше лечиться. Поэтому мы начали увели­чи­вать процент биодо­бавок на полках в фарм отрасли. Также мы рабо­тали над тем, чтобы БАДы появи­лись в разных сегментах мага­зинов».

Сергей Жданов: «Раньше все недо­о­це­ни­вали важность БАДов, а сейчас биодо­бавки попу­лярны и зани­мают много полок, аптечные сети разви­вают это».

Алек­сандр Мона­стырев: «Аптечные сети — не очень стан­дартная вещь, у них свой опыт развития, доля продаж в маркет­плейсах незна­чи­тельна, и я думаю, не будет расти. Аптека есть возле каждого дома, в этом смысле аптечные сети имеют большее покрытие и доступ­ность, поэтому для многих нет смысла поку­пать в агре­га­торе. Но я согласен, что 10% будет поку­пать на маркет­плейсах, так как это удобно, если они зака­зы­вают что-то еще. Однако нужен один закон для всех, не только для маркет­плейсов. Если в мага­зинах можно прода­вать аптечные товары, значит в аптеках- мага­зинные».

Итоги:

  • Рост онлайн-торговли влияет на фарма­цев­ти­че­скую розницу, однако боль­шин­ство клиентов пред­по­чи­тает поку­пать в оффлайн аптеках
  • Маркет­плейсы стано­вятся попу­ляр­ными из-за удоб­ства для поку­па­телей, хотя доля продаж в них пока неве­лика
  • Внед­рение элек­трон­ного рецепта упро­щает полу­чение лекарств и снижает нагрузку на меди­цин­ские орга­ни­зации
  • Необ­хо­димо учиты­вать различия и потреб­ности клиентов в обоих сегментах и идти во всех направ­ле­ниях развития, сотруд­ничая с маркет­плей­сами