Loading...
Защита потребительского рынка. Эффективные инструменты борьбы с нелегальным оборотом сигарет в России

Участ­ники обсу­дили следу­ющие темы:

  • Эффек­тивная реали­зация отрас­ле­вого закона о госу­дар­ственном регу­ли­ро­вании табачной и нико­тин­со­дер­жащей отрасли (203-ФЗ) в целях проти­во­действия неза­кон­ному рынку и защиты насе­ления от неле­гальной табачной и нико­тин­со­дер­жащей продукции
  • Борьба с неле­гальным ввозом сигарет как основным источ­ником неле­гальной продукции на российском рынке

Сессию провели опытные и уважа­емые эксперты, среди которых был Сергей Рябухин, первый заме­сти­тель пред­се­да­теля Коми­тета Совета Феде­рации по бюджету и финан­совым рынкам, Артем Кирьянов, заме­сти­тель пред­се­да­теля коми­тета по эконо­ми­че­ской поли­тике Госу­дар­ственной Думы.

А моде­ра­тором выступил Владлен Максимов, вице-прези­дент «ОПОРА России», прези­дент Ассо­ци­ации мало­фор­матной торговли.

Сергей Рябухин, первый заме­сти­тель пред­се­да­теля Коми­тета Совета Феде­рации по бюджету и финан­совым рынкам: «Мы пред­по­ла­гали, что один из способов контроля табака пере­дать процент прибыли от акцизов в реги­о­нальный бюджет. Важно, что прави­тельство нас поддер­жало, и выска­за­лось о том, что готово рабо­тать в этом направ­лении. Еще один важный момент — новые полно­мочия появи­лись у росал­ко­гольта­ба­ка­кон­троль, мы попро­сили создать орган, который бы зани­мался подак­циз­ными това­рами. Прези­дент согла­сился, и орган был создан. Теперь будем смот­реть на отчет о результатах его деятель­ности. Снижение контра­факта в области сигарет на 10% это уже 110 млрд рублей, а это суще­ственно».

Влади­слав Заслав­ский, ответ­ственный секре­тарь Госу­дар­ственной комиссии, директор Депар­та­мента системы цифровой марки­ровки товаров и лега­ли­зации оборота продукции Мини­стер­ства промыш­лен­ности и торговли РФ: «В 2023 году снизи­лась доля неле­галь­ного оборота табака. С введе­нием марки­ровки с декабря 2022 года сигарет увели­чи­лось снижение доли неле­галь­ного оборота нико­ти­но­со­дер­жащей продукции. Марки­ровка не явля­ется чудесным способом, который сразу снизит неле­гальным оборот табачной продукции. Можно увидеть, что проверки Роспо­треб­над­зора эффек­тивны. Роспо­треб­надзор хочет, чтобы проверки были внезап­ными без изве­щения продавца о проверке. С 1 апреля вся табачная продукция подпа­дает под запрет на кассе. Все настроено таким образом, что, если есть нару­шения, товар не смогут продать на кассе. До конца года все новые меры будут действо­вать в полной мере. И я думаю, что к концу года неза­конный оборот снизится».

Алексей Синицин, заме­сти­тель пред­се­да­теля Коми­тета Совета Феде­рации по эконо­ми­че­ской поли­тике (онлайн): «По моим прог­нозам, в два или три раза коли­че­ство инди­ка­торов риска будет увели­чено, в связи с чем выяв­ля­е­мость контра­фактной продукции также увели­чится. Мы инфор­мацию прини­маем и обра­ба­ты­ваем в рамках выездных обсле­до­ваний. Проверки без уведом­ления более эффек­тивны. Мы смотрим не нару­шены ли требо­вания открытой выкладки, требо­вания ценников, требо­вания к обороту, если есть нару­шения, мы пере­ходим к более строгой проверке».

Артем Кирьянов, заме­сти­тель пред­се­да­теля коми­тета по эконо­ми­че­ской поли­тике Госу­дар­ственной Думы: «Допол­ни­тельные проверки без уведом­ления я поддер­живаю, потому что очень странно преду­пре­ждать заранее людей неза­конно торгу­ющим табаком, чтобы они все это закрыли и подго­то­вили. Марки­ровка явля­ется эффек­тивным инстру­ментов контроля неле­гальной продажи нико­ти­но­со­дер­жащей продукции. Уже есть снижение доли неле­гальной продажи табака. Я думаю, в насто­ящий момент доля состав­ляют до 20 %. Важно, чтобы и Минздрав говорил, что люди стали здоровее. Есть отрас­левой закон по обороту табака и сырья, и его появ­ление — это хороший шаг в сторону иско­ре­нения контра­факта. Хорошо рабо­тает система марки­ровки, это все верные шаги».

Ирина Бушина, директор АНО «Наци­о­нальный научный центр компе­тенций в сфере проти­во­действия неза­кон­ному обороту промыш­ленной продукции» (ННЦК): «Регионы анти­ли­деры по контра­факту нико­ти­но­со­дер­жащей продукции: Рязан­ская область, Кабар­дино-Балкария, Чечен­ская Респуб­лика, каждая третья пачка в данных реги­онах неле­гальная, лучше всего в России ситу­ация на Чукотке и в Якутии. В струк­туре контра­факта основное число — 7% зани­мает продукция, ввозимая из ЕАЭЗ. На первом месте товары, ввезенные из Бела­руси. Отме­чено увели­чение в 2 раза ввоза сигарет из Армении. Объем потреб­ления неле­гальных сигарет вырос в 2 раза. Ежеквар­тально мы обнов­ляем анали­ти­че­ские данные. У нас выстроена прямая линия связи с реги­о­нами».

Алексей Воро­бьев, директор по работе с орга­нами госу­дар­ственной власти JTI Россия: «Неле­гальный рынок сфор­ми­ровал тене­вого конку­рента, с которым мы в рамках право­вого поля бороться не можем. Необ­хо­дима помощь от госу­дар­ственных органов. Для легаль­ного бизнеса суще­ствует низкая маржи­наль­ность при продаже сигарет. Критерий может быть такой — наличие или отсут­ствие марки­ровки сигарет. Ситу­ация такая, что подде­лы­вают марки сигарет, которые неза­конно ввозят в РФ».

Нурматбек Мамбе­та­лиев, начальник отдела нало­говой поли­тики ЕЭК, ответ­ственный секре­тарь Консульта­тив­ного коми­тета по нало­говой поли­тике и адми­ни­стри­ро­ванию ЕЭК, к.т.н., профессор: «Госу­дар­ство создает условия, которые препят­ствуют неле­гальной торговле нико­ти­но­со­дер­жащей продукции. Мы приняли ставку в 35 евро. В Армении ставка состав­ляет 15 евро. ЕАЭК не уста­нав­ли­вает ставку, только коридор в котором страны могут уста­нав­ли­вать свою ставку налога».