Loading...
Экспертная дискуссия «HORECA&RETAIL. Территория еды» на Неделе Российского Ритейла 2024

— Тему колла­бо­рации, размы­вания и взаи­мо­действия различных форматов обще­ствен­ного питания мы продол­жаем уже третий год. И это, считаю, правильно, — сооб­щила моде­ратор Наталья Иванова. — Обсуждая вопросы, мы быстрей найдём правильное решение, которое могло бы в полной мере удовле­тво­рить нашего гостя — посе­ти­теля ресто­рана, кафе или любого другого пред­при­ятия обще­ствен­ного питания.

Поиски решения обычно начи­на­ются с анализа ситу­ации. Свои иссле­до­вания HORECA&RETAIL пред­ста­вила собрав­шимся Инга Мика­элян, руко­во­ди­тель анали­ти­че­ской группы РБК Иссле­до­вания рынков. Первый, весьма опти­мальный факт: уход иностранных брендов прак­ти­чески не оказал ника­кого влияния на рынок российского обще­пита. Ресто­ранный бизнес просел всего на 2%, причём за последние два года он сумел окреп­нуть и вновь крепко встать на ноги.

Это вовсе не озна­чает, что ресто­раны чувствуют себя хозя­е­вами поло­жения. Идёт негласное сорев­но­вание между ресто­ра­нами и мага­зи­нами кули­нарии. Сейчас примерно 25% еды потре­би­тели приоб­ре­тают в кули­нарии. По неко­торым прог­нозам, к 2027 году этот объём увели­чится вдвое.

С подробной анали­тикой совре­мен­ного HoReCa высту­пили спикеры — директор по работе с клиен­тами GFK Наталья Глух и директор группы управ­ления проек­тами GFK Алексей Горба­тенко. В част­ности, выяс­ни­лось, что растёт коли­че­ство жела­ющих не гото­вить ужин дома, а провести вечер в кафе или ресто­ране. При этом каналы HoReCa (в денежном выра­жении) распре­де­ли­лись следу­ющим образом: больше всего средств гости тратят на посе­щение кафе и ресто­ранов — 26%, на втором месте — пиццерии (16%), топ-3 замы­кают кафе азиат­ской кухни — 11%.

Если посе­щение кафе и ресто­ранов можно отнести к области вкусо­вого выбора, то рынок соци­аль­ного питания пред­по­ла­гает опре­делённую унифи­кацию пищевых продуктов. Пандемия довольно ощутимо косну­лась этой области HoReCa: не все пред­при­ятия смогли преодо­леть кризис произ­вод­ства. Однако те, что смогли устоять сложные времена, продол­жают снаб­жать готовым пита­нием боль­ницы, школы и вузы. Правда, особо рассчи­ты­вать на инве­стиции здесь не прихо­дится: маржи­наль­ность здесь небольшая — всего 5 — 10%.

Тем более заман­чивым для потен­ци­альных произ­во­ди­телей готовой пищи пред­став­ля­ется стра­тегия продви­жения на рынок уникаль­ного продукта. В этом отно­шении пока­за­тельным можно считать пример произ­вод­ства пирожных Мака­ро­ника. Об этом рассказал осно­ва­тель и гене­ральный директор компании MACARONIKA Аркадий Штейн.

— Мы — моно­ком­пания, поскольку произ­водим всего лишь один продукт — пирожное, причём ежегодный объём состав­ляет 1,5 — 2 млн штук, — рассказал генди­ректор. — А начи­нали мы, как все — с ассор­ти­мента. Но вот что инте­ресно. У нас был ассор­ти­мент, но не было прибыли. Пока мы наконец-то не пришли к важному для нас решению — огра­ни­чить ассор­ти­мент и выпус­кать лишь один продукт, но в разных его видах. Был создан моно­кон­цепт, который и стал нашей программой действий.

И в самом деле, что такое пирожное? Это дели­катес, который можно разно­об­ра­зить самым чудесным образом. При произ­вод­стве пирожных моно­ком­пания MACARONIKA исполь­зует 14 (!) видов шоко­лада, всевоз­можные ягодные и фрук­товые пюре, различные нату­ральные экзо­ти­че­ские добавки... У каждого вида пирож­ного свой ориги­нальный дизайн. И это не считая чисто марке­тин­говых ходов, например, различные весовые упаковки.

Сейчас у компании почти три десятка корнеров в Москве и Санкт-Петер­бурге, в которых успешно реали­зуют свой фирменный продукт. А кроме того, у компании уже десяток франшиз, так что вкус пирожных «от MACARONIKA» изве­стен не только жителям мега­по­лисов.