Loading...
Отраслевая сессия «Молочный гастроном. Курс на модернизацию и рост» на Неделе Российского Ритейла 2024

В начале дискуссии моде­ратор Артём Белов привёл такие цифры: в 2023 году инве­стиции в произ­вод­ство молока соста­вили более 100 млрд рублей, ещё 60 млрд было инве­сти­ро­вано в пере­ра­ба­ты­ва­ющие мощности.

Каза­лось бы, молочная промыш­лен­ность должна была пока­зать колос­сальный рост, однако этого не произошло. Реальный рост по молоку составил всего 3,5%. Одной из причин стали опере­жа­ющие темпы роста себе­сто­и­мости продукции, вызван­ного повы­ше­нием цен на энер­го­но­си­тели, логи­стику, корма и т.д.

Впрочем, это вовсе не озна­чает, что потреб­ление молочной продукции отстаёт от потреб­но­стей насе­ления. По словам иссле­до­ва­теля GFK Елиза­веты Бори­сенко, произ­вод­ство и потреб­ление молочной продукции, снизив­шиеся в 2022 году, се­го­дня идут в рост. Соот­вет­ственно, и потре­би­тели всё охотней берут эти полезные продукты у ритейла, отдавая свои пред­по­чтения молочной клас­сике: молоку, сметане, творогу.

Инте­ресные цифры: из средней стои­мости поку­па­тельского кошелька в 18 с небольшим тысяч рублей 12% от этой суммы тратятся на молочную продукцию. Цифры, понятно, усред­нённые, однако же пред­став­ление о поку­па­тельских пред­по­чте­ниях они, безусловно, отра­жают. В полной мере это отно­сится к посе­ти­телям диска­ун­теров. Среди жёстких диска­ун­теров, кстати, самый быстрый рост в реали­зации молочны продуктов пока­зы­вает сеть «Чижик». Се­го­дня он зани­мает почти треть канала реали­зации молочной продукции насе­лению.

Совре­менный рынок молочной продукции факти­чески разде­лился на две группы товаров. Одна из них, т.н. инертная группа, вклю­чает в себя тради­ци­онные продукты: молоко, полутвёрдые сыры, сливочное масло, йогурты, сметану. Средняя цена за кило­грамм продукции состав­ляла в первом квар­тале 2024 года 186 рублей. При этом её доля (в денежном выра­жении) состав­ляла 80%. А вот дина­мика этой доли имела мину­совой пока­за­тель — −2%.

Тон рынку зада­вала дина­мичная группа товаров: творожные десерты, молочные коктейли, сыры с плесенью (радость гурманов) и молочные снеки. Средняя цена за кило­грамм — 370 рублей. Инте­ресно, что доля этой продукции в денежном выра­жении — всего 9%. А вот дина­мика — 15%! Для рынка молочной продукции это весьма высокий пока­за­тель. Хотя этому есть своё объяс­нение: высокая цена на продукцию.

Безусловный бренд на рынке молочной продукции — сыры. Продажи этого продукта продол­жают расти как в денежном, так и нату­ральном выра­жении. При этом потре­би­тели всё чаше отка­зы­ва­ются от плав­леных сыров в пользу твёрдых сортов, тем более что их ассор­ти­мент за последние два года заметно расши­рился.

Соос­но­ва­тель иссле­до­ва­тельской компании Ntech Дмитрий Трифонов отметил рост потре­би­тельского инте­реса к молочным продуктам с различ­ными фрук­тово-ягод­ными добав­ками. Ещё один тренд — поку­па­тели массово пере­клю­ча­ются на потреб­ление творожных изделий. При этом они отдают пред­по­чтение продукции с пробио­ти­ками, причём пред­на­зна­ченные как для взрослых, так и детей.

Пере­чень трендов дополнил руко­во­ди­тель управ­ления кате­гории руко­во­ди­тель управ­ления кате­гории «Молочная продукция» торговой сети «Пере­крё­сток» Глеб Тимганов. В част­ности, добавил сюда йогурты. И отметил в каче­стве основ­ного бренда СТМ. В сети «Пере­крё­сток» собственная торговая марка в молочке состав­ляет уже 16%.

Какой же следует вывод из диалога участ­ников отрас­левой сессии? Се­го­дня произ­во­ди­тели молочной продукции вправе исполь­зо­вать две произ­вод­ственных стра­тегии. Одна из них пред­по­ла­гает клас­си­че­ское произ­вод­ство молока в бутылках, поставку продукции в хард-диска­ун­теры и как итог — потерю маржи. Другая же стра­тегия — это изго­тов­ление уникальной продукции, нара­щи­вание объёмов и зара­ба­ты­вание денег. В общем, либо это, либо то. Выбор — за произ­во­ди­телем.