В начале дискуссии модератор Артём Белов привёл такие цифры: в 2023 году инвестиции в производство молока составили более 100 млрд рублей, ещё 60 млрд было инвестировано в перерабатывающие мощности.
Казалось бы, молочная промышленность должна была показать колоссальный рост, однако этого не произошло. Реальный рост по молоку составил всего 3,5%. Одной из причин стали опережающие темпы роста себестоимости продукции, вызванного повышением цен на энергоносители, логистику, корма и т.д.
Впрочем, это вовсе не означает, что потребление молочной продукции отстаёт от потребностей населения. По словам исследователя GFK Елизаветы Борисенко, производство и потребление молочной продукции, снизившиеся в 2022 году, сегодня идут в рост. Соответственно, и потребители всё охотней берут эти полезные продукты у ритейла, отдавая свои предпочтения молочной классике: молоку, сметане, творогу.
Интересные цифры: из средней стоимости покупательского кошелька в 18 с небольшим тысяч рублей 12% от этой суммы тратятся на молочную продукцию. Цифры, понятно, усреднённые, однако же представление о покупательских предпочтениях они, безусловно, отражают. В полной мере это относится к посетителям дискаунтеров. Среди жёстких дискаунтеров, кстати, самый быстрый рост в реализации молочны продуктов показывает сеть «Чижик». Сегодня он занимает почти треть канала реализации молочной продукции населению.
Современный рынок молочной продукции фактически разделился на две группы товаров. Одна из них, т.н. инертная группа, включает в себя традиционные продукты: молоко, полутвёрдые сыры, сливочное масло, йогурты, сметану. Средняя цена за килограмм продукции составляла в первом квартале 2024 года 186 рублей. При этом её доля (в денежном выражении) составляла 80%. А вот динамика этой доли имела минусовой показатель — −2%.
Тон рынку задавала динамичная группа товаров: творожные десерты, молочные коктейли, сыры с плесенью (радость гурманов) и молочные снеки. Средняя цена за килограмм — 370 рублей. Интересно, что доля этой продукции в денежном выражении — всего 9%. А вот динамика — 15%! Для рынка молочной продукции это весьма высокий показатель. Хотя этому есть своё объяснение: высокая цена на продукцию.
Безусловный бренд на рынке молочной продукции — сыры. Продажи этого продукта продолжают расти как в денежном, так и натуральном выражении. При этом потребители всё чаше отказываются от плавленых сыров в пользу твёрдых сортов, тем более что их ассортимент за последние два года заметно расширился.
Сооснователь исследовательской компании Ntech Дмитрий Трифонов отметил рост потребительского интереса к молочным продуктам с различными фруктово-ягодными добавками. Ещё один тренд — покупатели массово переключаются на потребление творожных изделий. При этом они отдают предпочтение продукции с пробиотиками, причём предназначенные как для взрослых, так и детей.
Перечень трендов дополнил руководитель управления категории руководитель управления категории «Молочная продукция» торговой сети «Перекрёсток» Глеб Тимганов. В частности, добавил сюда йогурты. И отметил в качестве основного бренда СТМ. В сети «Перекрёсток» собственная торговая марка в молочке составляет уже 16%.
Какой же следует вывод из диалога участников отраслевой сессии? Сегодня производители молочной продукции вправе использовать две производственных стратегии. Одна из них предполагает классическое производство молока в бутылках, поставку продукции в хард-дискаунтеры и как итог — потерю маржи. Другая же стратегия — это изготовление уникальной продукции, наращивание объёмов и зарабатывание денег. В общем, либо это, либо то. Выбор — за производителем.