Loading...
Место рыбы в продуктовой корзине покупателя

В рамках IX Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ритейла 2023» прошла сессия “Место рыбы и морепродуктов в продуктовой корзине россиянина: проблемы и пути решения”.

Анализе потребления рыбопродукции в России представил исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр ФоминОн уверен, что к вопросу повышения потребления рыбы нужно подходить комплексно. Самую верную картину дают цифры ритейла. По ним видно, что именно люди покупают, и с какими особенностями происходит реализация рыбы. Из этих данных складывается объективная картина.

Первый фактор: культура потребления. Очень низкий процент населения страны  понимает важность рыбы для здоровья организма. Поэтому надо популяризировать потребление рыбы. Второй фактор: покупательская способность.  Здесь тоже все очевидно: когда зарплаты не повышаются, а цены растут, понятно, что потребитель будет переходить на все более дешевые виды продуктов. Третий важный фактор, который особенно сыграл роль последние два года - это снижение ассортимента за счет ограничений импорта. В прошлом году импорт сократился примерно на 30%, и в этом году каких-то изменений не видно. В свою очередь, это влияет на логистику - происходит удорожание доставки. Наблюдается изменение качества, так как те страны, которые были предпочтительны, недоступны. И еще один важный фактор - природный. По отдельным видам рыбы бывают  нестабильные ситуации. Например, лососевая путина прошлого года, когда вылов упал почти в два раза. Соответственно, дефицит на внутреннем рынке вырос, а цены пошли вверх. 

О том, что предпринимает государство для решения указанных проблем, рассказала  заместитель руководителя Роскачество Ольга Шанаева. Она отметила, что заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов поставил перед Роскачеством трудную, но интересную задачу: продвижение потребления рыбы как на внутреннем, так и на внешнем рынке. “Мы делаем срез ситуации, чтобы посмотреть свежим взглядом, можно ли решить этот вопрос, и каким способом. - говорит Шанаева,- Собрали рабочую группу экспертов. Провели серию интервью и получили следующие факты:

Россия входит в пятерку мировых лидеров по объемам добычи водных биологических ресурсов. Основная доля приходится на тресковые виды рыб, сельдь и лососевые. Но с 2021 года произошло снижение ряда показателей: -25% от объема рыбного сырья на внутреннем рынке, - 6,2% от продаж рыбы и морепродуктов, -22% от среднедушевого потребления рыбы.

Как россияне относятся к рыбе? 37% еженедельно едят рыбу и рыбные продукты. 56% хотели бы увеличить потребление рыбы. 56% оценивают качество доступной рыбы как неудовлетворительное. 75% не устраивает высокая стоимость рыбы.

Мы видим недостаточную переработку рыбы, так как для молодых потребителей важно получить быстро продукт, готовый к употреблению. В большинстве своем наша молодежь не привыкла готовить. Таким образом снижается доля потребителей, которая готова покупать рыбу. Уходит позитивный стереотип, что рыба - это хорошо и полезно, и что это необходимый компонент для жизни.

Рабочая группа под руководством Роскачества создана для решения этих и прочих  ограничений потребления рыбы и морепродуктов в нашей стране”.