Loading...
новая география ритейла

Участники пленарной дискуссии “Новая география ритейла: импортозамещение VS экспансия” обсудили эффективность помощи государства системообразующим предприятиям, параллельный импорт и актуальные методы взаимодействия с иностранным рынком. 

Директор по поддержке экспорта строительных материалов, легкой промышленности и потребительских товаров АО «Российский экспортный центр»(РЭЦ) Максим Чапов сообщил, что за 7 лет работы РЭЦ удалось наладить эффективное взаимодействие с российским ритейлом, желающим выйти на зарубежный рынок. В постоянном режиме получая обратную связь, РЭЦ совершенствует уже работающие инструменты и разрабатывает новые меры поддержки. Сегодня это кредитно-гарантийная поддержка, страхование, продвижение на внешние рынки, специальные программы по поддержке экспорта, образовательные услуги, поддержка экспортных поставок и ряд других действенных мер.

С 2022 года РЭЦ уполномочен заниматься также вопросами импорта. Для поддержки этого направления созданы новые механизмы поддержки. Например, у отечественных предпринимателей появилась возможность страховать авансы по импортным контрактам, что важно для российского ритейла в текущей ситуации, когда многие зарубежные поставщики стали просить авансы от 20 до 100%. Кроме того, предлагается страхование экспортных и импортных кредитов. Меры государственной поддержки призваны стимулировать отечественный бизнес к активному взаимодействию с зарубежными партнерами.

Но нет смысла говорить о расширении географии российского ритейла без упоминания значения маркетплейсов, считает основатель аналитического агентства Data Insight Федор Вирин. Доля маркетплейсов выросла до половины объема рынка, и общий рост рынка происходит от стремительного роста маркетплейсов. В среднем, маркетплейсы сейчас растут чуть меньше 100% в год. Для них самый главный  источник покупок и покупателей - это, в первую очередь, оффлайновые каналы продаж. Оффлайновая розница постепенно перетекает в маркетплейс. 

“И это очень простой ответ на экспорт и импорт, - уверен Вирин.- Импорт очень сильно  упал, в первую очередь, из-за того, что несколько крупных зарубежных интернет-магазинов перестали продавать в Россию удобным способом. А неудобный способ сразу приводит к “схлопыванию” канала. Более того, Аliexpress достаточно сильно “сдулся” за 2022 год по множеству разных причин, и некоторый объем его продаж перешел на Wildberries, Яндекс и Ozon. Сегодня на этих крупнейших российских маркетплейсах активно происходит продажа импортных товаров, а также доля продаж в другие страны. Это путь для наших продавцов. Ритейлеры, которые выходят на маркетплейсы  других стран напрямую, к сожалению, единичны. Это не просто технически, требуется большой объем подготовительной работы. К тому же, объем продаж, например, в Казахстане или Узбекистане на сегодня низкий. Весь объем узбекистанского рынка интернет торговли сейчас составляет около 100 миллионов долларов. Он быстро растет, но растет с нуля. Весь объем казахстанского рынка интернет торговли - чуть больше 2 миллиардов долларов. Это все очень интересные вещи, но там маленькие цифры. Они не так интересны российскому бизнесу. Особенно с учетом курса прошлого года, который был достаточно низкий, интересней продавать в России, чем выходить в другие страны. Это тренды 2023 года.

Об уникальном опыте в виде закона о параллельном импорте рассказал вице-президент группы компаний «М-Видео-Эльдорадо» Тагир Калимуллин. 

По его словам, до весны 2022 года на российском рынке электроники и бытовой техники существовало уникальное партнерство, когда и иностранные правообладатели вендоры и торговые сети, и появившиеся чуть позже маркетплейсы активно сотрудничали друг с другом, и это способствовало росту рынка. Была сильная взаимозависимость, особенно со стороны торговых сетей. Уход сильных брендов с российского рынка, казалось бы, должен был привести рынок электроники и бытовой техники к коллапсу. Но этого не случилось по нескольким причинам. Во-первых, были большие складские запасы. Но, наблюдая покупательский ажиотаж в марте прошлого года, руководство компании «М-Видео-Эльдорадо» понимало, что к концу мая на складах ничего не останется. Пришло решение обратиться к правительству РФ  с инициативой о легализации параллельного импорта. Предложение было  активно поддержано. Одновременно в рынок электроники и бытовой техники были влиты огромные государственные средства в виде субсидированных кредитов для системообразующих компаний, правительство взяло на себя обязательства по закрытию возникшей разницы из-за роста ключевой ставки. Были приняты решения для облегчения режима импорта, облегчены режимы сертификации и нотификации для импортирования на территорию РФ. Был принят ряд других решений, которые позволили нашему рынку чувствовать себя достаточно свободно. 

“Государство оказало нам огромную поддержку, - подчеркнул Калимуллин, - Но никто не мог обеспечить нам новых партнеров, новые каналы поставок и новые платежи. Мы делали это сами. Как только параллельный импорт был легализован (это произошло в начале мая), в июне-июле поехал товар, и к концу прошлого года практически весь ассортимент, который выпал в летние месяцы, был восстановлен”.