Loading...
направления и страны

В поисках новых каналов экспорта-импорта, российский бизнес пристально изучает потенциальных партнеров. Участники круглых столов “Направления и страны. Рынки и товары Китая, Индии, Узбекистана” поделились знаниями о восточным бизнесе, основанном на собственном опыте.

Китай

“Как средний предприниматель России видит Китай? Он думает, что это 1,5 миллиарда человек, которые жаждут вот прямо сейчас купить и съесть что-то российское. - рассказал основатель компании Astra Trading International Hangzhou LTD Александр Скрипкин, - Это абсолютно не так. Китайцы уже более 5 000 лет едят, готовят, потребляют, и, чтобы удивить их каким-либо товаром, надо очень сильно постараться”. 

Предприниматель сообщил, что те истории успеха, как какие-то российские товары пробились на китайскую полку - это исключение из правил.  В Китае сегодня представлено очень мало российских компаний и все они связаны с едой. Это популярные у китайских потребителей грильяжные конфеты «Крокант», называемые в Поднебесной как «фиолетовые конфеты», легендарный шоколад “Аленка”, и все, что связано с питьевой водой - например, алтайская и байкальская. Вообще же в  Китае существует список российских товаров, которые пользуются неизменным спросом уже много лет. И в нем только 68 наименований. 

Что касается прихода китайского бизнеса в Россию - то здесь есть множество примеров. Например, история возрождения завода “Москвич”, про который все понимают, что это китайский JAC. 

Коммерческий директор ООО «РМ Лоджистик» Яна Сутаева отметила интерес и китайских производителей и российского рынка к экспорту автомобилей и электроавтомобилей. “Это трендовое направление, которое сегодня всех волнует и мы безостановочно видим запросы на поставку автомобилей. Но, я думаю, это только начало, и мы придем и к китайским продуктам , и к бытовой технике (которой и сегодня много на российских полках)” - считает эксперт..  

“Китай сам по себе очень неоднозначный и неоднородный.- дополняет генеральный директор ООО «Лодела» Юлия Малозёмова. - Если выгодная логистика находится в центре Китая, то товары, которые обычно вывозят из страны - производятся фабриками на юге. Рынок потребления импортных товаров традиционно сосредоточен в крупных городах Китая, в приграничной с Россией зоне и на том же юге. Есть такие дисбалансы, которые, с одной стороны, создают сложности, а с другой стороны, создают возможности при понимании, в какую точку нужно приложить свои навыки для развития экспорта или импорта ритейл товаров”. 

Индия

“Индия - недооцененная  россиянами страна, - считает  заместитель торгового представителя РФ в Индии Евгений Грива, - И в целом, конечно, индийский рынок мы проспали. Уже лет 10-15 надо было бы активно быть здесь. А сейчас мы догоняем.  Но возможности еще есть”. 

Индия - одна из ключевых сильнейших экономик мира. Это самая многочисленная в мире страна. Сегодня в Индии  показатель ВВП по паритету покупательской способности - № 3 в мире. По номинальному ВВП - № 5 в мире. Не так давно они обогнали в этой гонке своих “заклятых друзей” британцев. Индия развивается очень динамично. Что стоит за такими показателями, в чем загадка этого бурного роста индийской экономики? Среди многих факторов есть два ключевых: первое - демографический дивиденд. Индийское население молодо, в стране 60% населения в возрасте от 15 до 64 лет. Это значит - люди работоспособны, потребляют, не обременены высокой социальной нагрузкой. Средний класс, который уже сейчас составляет около 350 миллионов (два населения России), покупает все - от пуговиц и одежды до путешествий, автомобилей и т.д. Можно только на одном этом рынке работать и не уходить никуда. И, конечно же, важно, что в Индии вторым государственным языком, наравне с хинди, является английский. Снятие языкового барьера - реальное конкурентное преимущество. К примеру, в Китае мало кто говорит по английски.  

Второй фактор - это государственная поддержка. В Индии действует большое количество программ, которые способствуют приходу сюда иностранных денег, технологий и бизнеса. Приветствуется и поддерживается локализация производства. 

Конечно, есть сложности. Бизнес в Индии делать не просто. Здесь и законодательство витиеватое, и бюрократии много, и получение разрешений, сертификации делается под столом не меньше, чем на столе. Это страна с восточными традициями, которые уходят в бюрократию, бакшиш и т.д. Но есть тренд к положительным изменениям. В Индии становится все больше реально действующих процедур, они становятся цифровыми, и можно гораздо эффективней заходить сюда со своим бизнесом.

“Специфика работы в Индии - это, точно, не так, как нас учат в учебниках.  - предупреждает Грива, - Чтобы добиться успеха на этом колоссальном потребляющем рынке с хорошей емкостью, надо изучить страну, понять Восток. Надо его полюбить и приобрести две ключевые компетенции - терпение (здесь все будет в полтора два раза дольше), и готовность прежде всего, налаживать и выстраивать личные связи, которые здесь имеют большее значение, чем выгодный проект. Если  заходить с этим - все получится”. 

Узбекистан

Член Генерального совета «Деловой России», бизнес-посол в Узбекистане Юрий Шилов начал круглый стол со справки: товарооборот Узбекистана растет и до конца 2023 года может достичь 12 миллиардов  долларов. Наблюдается большая динамика роста. Возможно, она будет еще выше. Об этом сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. В свою очередь, вице-премьер Узбекистана Жамшид Ходжаев подчеркнул, что геополитическая ситуация только укрепила сотрудничество с Россией, российские ритейлеры на фоне дефицита отдельных брендов бытовой техники расширяют ассортимент за счет производителей из Узбекистана. Так, в 2022 году компания «М-Видео-Эльдорадо» заключила договор на поставку узбекской бытовой техники “Artel”.

В то же время, заместитель торгового представителя РФ в Узбекистане Игорь Камынин считает, что ритейл Узбекистана сегодня находится на том уровне, на котором находился ритейл лет 8-9 назад на постсоветском пространстве. 

“Но не надо надеяться, что должно пройти 8 лет, чтобы ритейл Узбекистана догнал современный уровень. - уверен Камынин, - Понятно, что Узбекистану пока до этого далеко, как и большинству стран Средней Азии. Мы должны понимать, что Узбекистан - это страна хоть и с 37 миллионным населением, но с доходами гораздо ниже, чем в Европе и России. Здесь  средний чек намного меньше. Здесь другая представленность форматов. Нет гипермаркетов в привычном для нас размере в 8-16 тысяч квадратных метров. Здесь самый большой супермаркет в Ташкенте - 3,5 тысяч квадратов. Большинство магазинов - в формате до тысячи квадратных метров. 

Порядка 15% занимает ритейл товарооборот в целом. Все остальное - лицензированная торговля. Казалось бы, почему? Во-первых, исторически на Востоке все покупали на базаре и местные потребители доверяют базару. Как в России с этим боролись? Закрывали базары. Где-то административным путем, где-то введением определенных санитарно-эпидемиологических ограничений, где-то просто бульдозером.  Это не вопрос проникновения современного ритейла в общество, а вопрос административной воли. Но, самое главное, изменения коснутся предпочтений и привычек людей. Если вы не дадите какое-то интересное предложение в супермаркете, никто от базара никогда не отвернется. 

Второе. В Узбекистане отсутствуют современные технологии - например, такие как ЕКОМ маркетплейс. Без прихода крупных российских игроков внедрение чего-то подобного невозможно. Но зато эти игроки смогут диктовать свои правила, вместо того, чтобы встраиваться в существующие ритейл схемы и пытаться получить там своего покупателя. Лояльная прослойка для формирования ритейла - это те жители РФ, которые сегодня живут в Узбекистане.  Но пока товар в магазине будет дороже, чем на базаре, люди будут ходить на базар. Это для них привычно, удобно и исторически это такой вот узбекский шопинг”.