Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Роман Чекушов принял участие в стратегической сессии «Недели Российского Ритейла 2025» «Закон о маркетплейсах: поиск платформенного компромисса». Участники сессии – представители органов государственной власти, руководители крупных компаний онлайн и офлайн торговли, руководители отраслевых ассоциаций – обсуждали законопроект «о платформенной экономике».
Роман Чекушов рассказал о предложениях Минпромторга России, которые вошли в подготовленный Минэкономиразвития России законопроект «о платформенной экономике».
«Будем настаивать на том, чтобы товары, которые обращаются на наших электронных площадках, полностью соответствовали обязательным требованиям, установленным в Российской Федерации, сопровождались документами и были зарегистрированными в соответствующих информационных системах. Здесь мы нашли полное понимание», – отметил он.
Роман Чекушов подчеркнул, важность первоначально осуществить интеграцию маркетплейсов с государственными информационными системами, которые обеспечат предоставление всей необходимой информации о происхождении товаров, а затем уже можно будет говорить об ответственности за нарушения.
«Давайте посмотрим каким образом выстроены модели маркетплейсов? За счет чего они сейчас могут быть более успешны, и чем эта модель неравноправна в отношении офлайн розницы? Правила должны быть едины для всех. Здесь, например, речь идет о самозанятых. Это не благодать для ряда компаний, которые могут использовать эти нормы, подменяя трудовые отношения. Это специальный налоговый режим, единый для всех. Поэтому и правила его применения должны быть едины», – рассказал он.
Тимофей Нижегородцев, заместитель руководителя ФАС России, в своем выступлении подчеркнул, что взаимодействие поставщиков с традиционной розницей принципиально отличается от сотрудничества маркетплейсов с контрагентами, поэтому оно требует решения в отдельном федеральном законе. «Этот закон должен обеспечить прозрачность правил работы партнеров маркетплейсов, комиссий и алгоритмов ранжирования товаров продавцов. При этом важно избегать чрезмерной регламентации деятельности маркетплейсов: вводимое регулирование не должно препятствовать дальнейшему развитию отрасли. Принятие закона, направленного на комплексное решение ключевых проблем взаимодействия участников отрасли, способно оказать позитивное влияние на развитие электронной торговли в нашей стране», – отметил спикер.
Отдельной темой обсуждения стала борьба с контрафактной продукцией. Эксперты отметили, что контрафакт в трансграничной торговле становится все более актуальной проблемой в условиях развития параллельного импорта и изменения торговых потоков. В число ключевых рисков по данному направлению вошли перестройка международной торговли, рост товарооборота с Китаем, а также увеличение импорта через страны ЕАЭС. «У нас нулевая толерантность к контрафакту и поэтому мы привлекаем как продавцов, так и покупателей сообщать о нарушениях. Это необходимо для того, чтобы мы со своей стороны могли оперативно принять меры», – отметил в выступлении Дмитрий Русаков, директор по корпоративным отношениям сервисов электронной коммерции «Яндекс».
Комментируя тему дальше, Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) сообщил: «Есть два вида товаров, которые продаются на площадках, да и в целом в рознице: маркируемые и немаркируемые. Маркируемая продукция имеет определенные статусы и прослеживается. Немаркируемая пока марок не имеет, но возможно в какой-то перспективе их будет иметь. Что делать с немаркируемыми товарами? На Форуме уже была предложена разработка глобального ГИСа, который вобрал бы в себя весь функционал всех государственных систем ритейла – это должно решить целый ряд проблем, в первую очередь, связанных с происхождением товара», – отметил эксперт.
В свою очередь, Владлен Максимов, вице-президент «ОПОРА России», заместитель председателя Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле, считает, что маркированные и немаркированные продукты не должны «вращаться» в одной товарной группе. Директор департамента по связям с органами государственной власти объединенной компании Wildberries и Russ Евгений Этин также прокомментировал вопрос: «Существует такое понятие как трансграничная торговля, не мы ее придумали, но мы являемся одним из участников этого процесса. К сожалению, время от времени контрафактная продукция попадает на наш рынок, мы стараемся с этим бороться».
Василий Пушкин, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group: «Торговая сеть прошла этап, когда полки были ограничены законом о торговле. Это привело к тому, что модель бизнеса, при которой продавалось физическое, информационное, логистическое пространства, сегодня переведено в другой формат работы. Для традиционной розницы ограничена возможность торговать только своими продуктами питания».
По результатам дискуссии спикеры сошлись во мнении, что закон о платформенной экономике будет способствовать распределению ответственности между площадкой и продавцом, особенно в случаях с бракованным товаром, доставкой и возвратами – это в том числе поможет ФНС проверять реальные обороты продавцов.