15 ноября на площадке новосибирского Экспоцентра в ходе «Дней ритейла в Сибири» прошла аналитическая сессия «Потребительский рынок: поставщики, сети, потребители». Спикером сессии вступил Константин Локтев, исполнительный директор компании Nelsen IQ, специализирующейся на экспертиза продуктовой розничной торговли.
Подводя предварительные итоги 2023 года Константин Локтев отметил, что пищевая розница Сибири демонстрирует положительную динамику. В этом она повторяет большинство общероссийских трендов. Но в то же время демонстрирует и самобытные явления, свойственные именно Сибирскому федеральному округу.
По оценкам Константина Локтева - по СФО наблюдается рост покупательской активности, обусловленный ростом доходов (+15,4% к показателям первого полугодия 2022го). В рублевом выражении рост продаж составил 18,2%, а товарно-штучном он вырос на 3,8%. Налицо рост продаж товаров повседневного спроса (FMCG). Он составил 10,7%.
Спикер аналитической сессии отметил, что положительную динамику замедляют своим воздействием два фактора. Первый – общероссийский – инфляция, замедлившаяся в начале 2023-го и вновь разогнавшаяся ближе к концу года. Второй фактор – сугубо сибирский. А именно – убивающая демография СФО – естественная и миграционная убыль населения (вектор миграционной убыли – Центральный федеральный округ и южные региона России). В 2023-м убыль населения СФО состаивла1,4% - показатель не слишком драматичный, но омрачающий собой ростовой тренд покупательской активности. Индекс потребительского оптимизма колебался от 107 (в начале года) до 101 (на текущий период), но в целом обвального его снижения не наблюдалось. В коллективной покупательской психологии главной эмоцией и драйвером покупок был ценовой рационализм, доводы экономии. Логично, что предсказуемый рост продемонстрировали каналы продаж, апеллирующие именно к желанию. Сэкономить – минимаркеты, дискаунтеры и жесткие дискаунтеры. Онлайн-продажи, экономия тоже фигурирует мотивирующим аспектом, так же демонстрирует рост. По словам эксперта, потребительская активность 2023-го стала более «концентрированной».
Константин Локтев, исполнительный директор компании Nelsen IQ сказал, что 2023-й год можно воспринимать не только в сравнении с 2022-м, но и как резюме целого десятилетия. За эти 10 лет магазинов стало в разы больше, линейка магазинов, посещаемых среднестатистическим горожанином сейчас состоит из 5-6 наименований (это как локальные, так и региональные сети). И онлайн-розницы как фактора и канала продаж 10 лет назад не было вообще. В онлайне устойчивый рост показали детские товары и зоо-товары. Онлайновые магазины в СФО развиваются динамично. И если изначально этот канал продаж стартовал с зоо-товаров, товаров для детей, одежды и аксессуаров, то сейчас в нем все большую долю занимает FMCG – всё то, что раньше покупалось в минимаркетах и супермаркетах. Динамика продаж FNCG в СФО по всем каналам продаж выше общероссийской – 15% против 10% по стране. При этом уровень промо-активности в Сибири ниже. Сокращается средний размер скидки. Снижение промо-активности – скорее хороший показатель. Загон ритейла в промо-спираль был скорее стрессом. В 2023-м ощутимо изменился состав товарной полки. Появилось 7337 новых брендов. 82% покупателей замечают появление новинок, охотно их пробуют, встречают с интересом. Доля собственных торговых марок выросла с 5 до 15% (по России). В Сибири этот прирост достигает 11% - ниже, чем по стране, так что, есть куда расти. Динамика онлайна тоже имеет региональную вариативность: по Москве рост в 11%, в Центральном округе – 10%, в Сибири и на Дальнем Востоке – 4,7% (это обусловлено убылью и изначально более низкой плотностью населения.
Сейчас 60% потребителей России покупают повседневные товары в онлайн-торговле, этот канал продаж быстро укоренился. И, наконец динамичное перераспределение ассортимента – это стимул дебютантам. Самое время вставать на полки.