15 ноября на площадке новосибирского Экспоцентра в ходе форума «Дни ритейла в Сибири» состоялась экспертная сессия «IT-разработки и инновации в локальном ритейле».
Резюме этой сессии отчасти было оглашено авансом – ещё в речах первых спикеров, пунктиром. Основной тренд состоит в том, что главными активистами ритейл-цифровизации сейчас выступают уже не столько федеральные розничные сети, сколько сети локальные. И даже малые ритейл-операторы. Впрочем, некоторые малые фуд-ритейлеры появляются из неожиданной среды – из недр самой IT-индустрии.
Очень показателен в этом смысле был кейс, оглашенный Михаилом Матюхиным, директором компании DATA-KRAT: «У нас был опыт работы с METRO – изначально мы им делали автоматизацию. Но по ходу дела заинтересовались их франшизой на магазины «Фасоль» и пять лет назад открыли свой первый магазин под этой вывеской. И там у нас, представьте себе, была первая в стране касса самообслуживания. Задолго до «Ашана» и «Леруа Мерлен». Плюс автоматические раздвижные двери, в принципе необычные для такого формата. К слову, тогда же мы сокрушили стереотип о том, что касса самообслуживания – ситуативный провокатор краж. Потому что никакой расовой статистики мы не увидели. Эти магазины для нас стали в своем роде личным полигоном автоматизации, лабораторной базой для многих выводов. Например, о том, что внедрение электронных ценников надо начинать с секции фруктов, поскольку там цены меняются чаще, чем в других отделах. Хотя, конечно, в будущем будут электронными все ценники».
По наблюдениям Михаила Матюхина, внедрение действенного набора IT-средств помогает противостоять главной беде современного ритейла – кадровому голоду. В магазин типа «Фасоли» теперь нужно лишь 4 сотрудника на две смены.
Единственной проблемой маленького магазина остается давление со стороны поставщиков, но компания Михаила Матюхина решила её, создав свой собственный маркет-плейс, объединяющий разные магазины. Эта система работает из облака, не требуя затрат на «железо». Приоритет облачным технологиям, обнуляющим необходимость в дорогом и громоздком «желез» - это вообще один из базовых трендов автоматизации ритейла.
Если раньше автоматизация касалась сопутствующих процессов, то сейчас дошла до главных – до закупки и продаж. Эксперты, участвовавшие в сессии, едины во мнении: это веяние эпохи маркет-плейсов. Более того – это плод влияния со стороны онлайн-торговли.
Никита Николаенко, руководитель и создатель системы «Энтерсайт» убежден, что успехи цифровизации средней и малой розницы – ожидаемо-предсказуемое и закономерное явление. «Мы тоже купили себе два продуктовых магазина, чтобы отлаживать системы, так сказать, на своей шкуре. Автоматизация касс позволяет перераспределить до трети сотрудников торгового зала» - рассказывает он.
По наблюдениям Никиты Николаенко, наименее затронуты глубокой цифровизацией системы культивации покупательской лояльности. Сейчас реальных успехов по этой части больше всего у «Ленты» и «Пятёрочки». Оцифровка минимизирует или устраняет такие проблемы, как сговор товароведов с поставщиками, давление со стороны органов госконтроля (всё записано, всё доказательно – в суммах, в посекундной фиксации).
Для малой розницы одной из «детских болезней» является непонимание приоритетов в очередности цифровизации и избыточная зависимость от IT-компаний. То есть, «цифровизаторы», убедив клиента в магической сложности своего труда, разыграют с ним сюжет «Ты теперь в плену у волшебника!» - и получают рычаги давления, а то и «форточки» для вмешательства в бизнес.
Еще одна типичная проблема – квалификационный зазор персонала. Впрочем, эту проблему отчасти смягчают системы способные к самонастройке, к обучению пользователей «по ходу дела» и к плотной интеграции с торговым оборудованием.
Хорошо проработанная система прогнозирует закупки и продажи, защищая от рисков неликвида и задержки, прогнозирует рост прибыли, упорядочивает контакты с поставщиками, водя к минимуму коррупционную составляющую (поскольку «натуральный» товаровед в этом контакте практически не задействован теперь).
Станислав Генрих, продвигающий систему управления предприятием «СУП» сказал, что для него мотиватором разработки был другой его бизнес – производство бытовой химии. И необходимость выйти на торговые сети. В итоге была создана и система автоматического производственного планирования – система, помогающая произвести «прицельны» объем продукта – ровно столько, сколько осилит розница.
Вячеслав Гончаров, директор оптового маркет-плейса «Obladi-Oblada» подчеркнул важность эффективного объединения учетных систем: «Мы интегрировали свой маркет-плейс со всеми товарно-учетными системами, какие только есть на рынке, создали систему автозаказа, проработали онлайновую интеграцию продавцов и поставщиков. Система сама опознает адресацию и распределяет товар по торговым точкам».
В итоге участники сессии отметили, что у некоторых малых и средних локальных ритейлеров темпы внедрения и масштабирования IT-решений бывают даже выше, чем у гигантов-федералов. Разумеется, не у всех, а у тех, кто панорамно осознал выгоды цифровизации.