Loading...

17 ноября на форуме «Дни ритейла в Сибири» состоялась экспертная сессия, посвященная кадровым проблемам в ритейле. Участники рынка и специалисты в сфере рекрутмента обсудили текущую ситуацию и рассказали об эффективных инструментах поиска персонала.

Модератором сессии выступила Ольга Лихтанская, заведующая кафедрой менеджмента, доцент Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК). 

В 2023 году российский ритейл столкнулся с серьезным вызовом в виде кадрового голода. Ситуация в определенной степени была ожидаемой из-за демографической ямы. Но вместе с этим на рынок труда повлияли и другие факторы. 

Ольга Линецкая, директор департамента управления персоналом Сибирского округа, розничной сети «Магнит» обозначила следующие моменты: «На ситуацию с кадровыми ресурсами, в том числе в нашей отрасли, в последний год повлияла мобилизация. Сыграл свою роль отток мигрантов, которым из-за курса доллара стало не так выгодно работать в России. Кроме того, оборонные предприятия стали привлекать дополнительных сотрудников, туда пошли работать высококвалифицированные кадры, которые раньше были задействованы и торговле. И еще один факт: жены военнослужащих стали оставлять работу и больше заниматься домом и детьми, потому что доходы их мужей выросли». 

О том, каких специалистов не хватает ритейлу, рассказала Лилия Эсауленко, руководитель пресс-службы hh.ru Сибирь: «Ситуация в ритейле не уникальна, кадров сейчас не хватает практически всем. Но если мы посмотрим на сферу торговли, что разрыв между количеством вакансий и резюме колоссальный. Самое большое количество вакансий в ритейле приходится на категорию «продавец-консультант». Самые сложные для закрытия позиции это «директора магазинов» и «товароведы». В сложившейся ситуации соискатели знают, что быстро найдут работу. Поэтому они выбирают, повышают уровень требований к зарплатам, к условиям труда. И работодателям надо это учитывать». 

Одним из ключевых трендов в запросах соискателей остается выбор в пользу удаленки, гибкого графика. Когда речь идет о линейном персонале, эти форматы трудно реализуемы. Тем не менее варианты есть, говорят эксперты. Роман Шаталов, бизнес-партнер Verme online рассказал о некоторых технологических решениях, которые позволяют учитывать пожелания сотрудников и выстраивать гибкую систему. В частности, это так называемая биржа смен. 

О подготовке кадров для предприятий торговли рассказала Татьяна Федосова, заместитель начальника Центра карьеры Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК). 

Эксперты назвали основные способы решения проблем нехватки кадров, которые должны будут использовать предприятия торговли в краткосрочной и среднесрочной перспективе: Повышать эффект найма. Снижать требования к соискателям, самим доучивать сотрудников, поднимать уровень их компетенций и навыков до нужного уровня; Расширять целевые аудитории найма. Речь идет о возрастных рамках – надо рассматривать как совсем молодых соискателей (от 16 лет), так и категорию 60+; Снижать потребность в людях. Использование касс самообслуживания и другие современные решения; Удерживать сотрудников, создавая благоприятную рабочую среду. 

Итог:

Участники экспертной сессии пришли к выводу, что проблему нехватки кадров должны решать не только HR-отделы компаний. Это задача для всего топ - менеджмента компаний.