Loading...

16 ноября на площадке новосибирского Экспоцентра в ходе форума «Дни ритейла в Сибири» состоялась экспертная сессия «Beauty-ритейл. Портрет потребителя, каналы покупок, изменение корзины». 

Анна Журавская, коммерческий директор компании NATURA SIBIRICA (занимает 4% косметического рынка России) отметила, что уход западных компаний в 2022-м дал российским операторам рынка несколько завышенные ожидания. Россияне уже готовились делить опустевший рынок. Но оказалось, что западные гиганты не совсем ушли, а скорее спрятались. Полка изменилась, но не так радикально, как ожидалось в начале. Бьюти-ритейлеры и производители ждут «Закон о русской полке» (уже буквально легендарный законопроект), но также подчеркивают, что помимо понятия «место» в законе этом должна быть прописана и механика ротации.

Главным фактором покупательского выбора является цена (75% покупателей ориентируются на привлекательные промо-акции.)

Как в прочих ритейл-группах, в бьюти-торговле растет доля собственных торговых марок. Причём, новейшие СТМ практически не выглядят по стереотипу этого понятия – это вполне респектабельные новинки, не требующие от покупателя стыдливой покупки с оглядкой. 

Примечательно, что 15% новинок 2022-го года в 20223-м уже не продавались. Бьюти-рынок достаточно суров к своим неудачливым «птенцам». По оценке Анны Журавской, покупательская активность снизилась на 0,3%, 72% покупателей сократили расходы на косметику, 54% обратились к эконом-сегменту. В свою очередь, люксовые торговые сети стали расширять ассортимент за счет среднеценовых товаров и даже эконом-позиций. Форсированными трендами стали борьба за эко-упаковку, дой-паки – за реалии, ассоциирующиеся с идеологией разумного потребления (но без фанатизма, присущего этой теме в Европе). 

Мария Гаранина, эксперт аналитической компании «Нильсен», руководящая работой с розничными сетями СФО и ДВО отметила, что все категории прирастают в денежном выражении и убывают в натуральном – типичный инфляционный парадокс, как и на всех прочих рынках. Абсолютно отрицательную динамику (то есть, в обоих измерениях) демонстрируют только средства для бритья. Растет онлайн. А в нем растут корзины «Уход за собой на каждый день» - на 29% и «Зоотовары» - на 11% (это уже привычная позиция и в офлайновых магазинах косметики и товаров для красивого быта).

Довольно популярной поведенческой моделью стали фразы «Попробую это вместо…» и «Обойдусь пока без…». В целом заместительные паттерны покупательского поведения преобладают над «отказными».

Отзываясь на внимание новых покупателей, среднего сегмента начинают «прокачку» своей эстетики и атмосферы. Так, Алёна Рыбалко, директор Сибирского округа розничной сети «Магнит» сообщила, что в «Магнит-Косметик» теперь применяют такие «WOW-элементы», как цифровые зеркала – мониторы, позволяющие виртуально примерить помаду на губы, не крася их и не вскрывая тюбик. 

Участники сессии сошлись во мнении, что обусловленно-типичные проблемы рынка имеют и мотивационный эффект: те, кто найдут небанальные и эффективные ответы на его вызовы, выйдут на новый уровень развития.