В завершающий день XI Международного форума бизнеса и власти «Неделя Российского Ритейла» эксперты подняли вопросы, волнующие fashion-рынок в этом году. В их числе – позиции российских брендов, методы привлечения клиентов и положение индустрии в целом. Вела дискуссию руководитель бизнес-программ и модератор обучающих семинаров компании PROfashion, руководитель программы лояльности РАФИ Наталья Миронова.
Результатами продаж в сегменте одежды поделилась Инга Микаелян, руководитель аналитической группы, РБК Исследования рынков: «Итоги 2024 года неплохие. Продажи одежды выросли в денежном выражении на 12%. Сегодня рынок оценивается в 3 трлн рублей. Позитивное влияние на эти показатели оказал рост доходов населения. Не скрою, что за последние 4 года благосостояние россиян выросло, это сказывается положительно на всех потребительских сегментах, в том числе и на рынке fashion». При этом Инга Микаелян призвала участников сессии не относиться к данной статистике осторожно и сообщила, что цены в магазинах на товары в категории «одежда» выросли на 3,7% в годовом выражении, что указывает на инфляционные факторы. Она подчеркнула, что перспективы российских брендов в этих условиях очень хорошие.
Эксперты сошлись во мнении: качество продукта становится ключевым фактором успеха для брендов в 2025 году. Потребители стали более компетентными и внимательно относятся к выбору одежды. Более того, многие бренды среднего сегмента фактически перешли в премиум-сегмент. Несмотря на рост, российские бренды сталкиваются с высокой конкуренцией со стороны азиатских производителей, дефицитом квалифицированных кадров и ростом цен на сырье.
Маркетплейсы остаются ключевым драйвером роста российского fashion-рынка. Игорь Мальтинский, директор департамента развития Melon Fashion Group, отметил и другие положительные стороны развития индустрии: «С точки зрения инвестиций в продукт, в трансформацию, в квадратные метры, которые мы освоили – тут вопросов к нам, участникам рынка, нет никаких. Сколько рабочих мест мы создали, сколько инвестиций сделали, сколько налогов заплатили. Это космические деньги, которые никогда с иностранных брендов наше государство не получало».
Интерес к российским брендам одежды значительно вырос в последние годы, уверена Камила Азизова, руководитель группы по управлению категорией товаров мужской одежды Lamoda: «У нас middle сегмент растет на 42%, премиум сегмент – уже на 60% Люкс, мы только начали заводить, тоже вырос на 52%. Клиент привык к тому, что у нас оригинальные товары, что представлены как западные, так и локальные бренды в разных сегментах». Она подчеркнула, что соотношение продаж российских и зарубежных брендов на текущий момент примерно одинаково и отметила, что позиции локальных игроков сильно выросли за последние несколько лет.
Андрей Бурматиков, креативный директор холдинга Alena Akhmadullina: «Средняя стоимость нашего продукта колеблется в районе 100-300 тысяч рублей. Соответственно, наша аудитория очень маленькая. После 2022 года 70% этой аудитории из нашей страны уехали. При этом наша выручка увеличилась за эти годы почти в 2 раза. Это стало результатом работы над продуктом и продвижением».
Менее оптимистично высказался Павел Люлин, вице-президент Союза Торговых Центров: «Продажи российских и не российских брендов потихонечку снижаются. При этом количество посетителей в торговых центрах растет. Многие приходят развлекаться и покушать. Меняется стратегия потребления, меняется тренд. Одежда интересует посетителей не так, как раньше». В качестве причины, приведший к текущему положению ведений, эксперт видит развитие маркетплейсов.
Со своей стороны, Николай Константинов, генеральный директор универмага Trend Island дал совет офлайн-ритейлу: «Для того, чтобы выделиться сегодня в офлайне, очень важно, чтобы персонал выкладывался на максимум – был на месте, здоровался, действительно понимал продукт, умел донести до покупателя его ценность. В противном случае клиент не будет видеть смысла платить больше. Объективно у него есть больше альтернатив на маркетплейсах».