Участники заседания рассказали о формировании нового ландшафта в традиционном ритейле, транзакционных издержках, последствиях высокой ключевой ставки и других вызовах, стоящих перед рынком. Управлял дискуссией президент Ассоциации производителей и поставщиков готовой еды Сергей Беляков. В приветственной речи модератор отметил, что ритейл всегда воспринимался как один из драйверов социально-экономического развития. При этом бустерный рост электронной коммерции и онлайн-продаж воспринимается ритейлом не только как вызов, но и как источник роста при наличии собственных каналов, в том числе доставки.
Комментируя высказывание Сергея Белякова и обращаясь к коллегам, Владислав Курбатов, генеральный директор торговой сети «Пятерочка» указал на снижение доходов населения как на ключевой фактор риска для розницы: «То, что некоторые эксперты признают за рост доходов населения есть ни что иное как восполнение инфляции, которая накопилась за последние три года. И это, конечно, очень сказывается на покупательской способности. Мы видели в разных источниках, что I квартал 2025 года был сложным для нонфуда, но на самом деле мне кажется, что он и для фудового ритейла оказался не выдающимся. Мы видим, что продуктовая инфляция — полочная, она ниже данных Росстата. Сегодня рынок объективно не отыгрывает всю закупочную инфляцию закупочную, которую приносят нам поставщики на полку».
Владимир Сорокин, генеральный директор «Лента», продолжая тему вызовов, рассказал о положении дел в компании: «С каждым годом персонал становится дороже. И „Лента“ в этом смысле не исключение. У нас, тем более, тоже много людей работает. И для нас единственное было решение — это наращивать эффективность. Принципиальным образом перестраивать наши бизнес-процессы, наше видение того, что мы делаем. И еще — искать возможность экономии в каждом элементе хозяйственной деятельности». Владимир Сорокин также подчеркнул, что если ставка ЦБ будет снижаться, это откроет для ГК «Лента» большие возможности для развития и дополнил, что «закручивание гаек» в сфере миграционной политики негативно отражается на рынке в целом.
Дмитрий Алексеев, совладелец и президент группы компаний DNS, предложил посмотреть на вопросы ближайшего и отдаленного будущего с другой точки зрения. По мнению эксперта, рост рынка не должен быть самоцелью и допустил, что у компании, в условиях зрелого рынка, могут прикладывать больше усилий к сохранению бизнеса, чем к увеличению прибыли: «Мы еще не жили в ситуации, когда не надо было расти. Вполне вероятно, что обстоятельства изменились и мы входим в зрелый рынок, где это уже не так важно. Вспомним о Walmart — если он показал рост в 6% — это уже хорошо. Да, российский капитализм — относительно молодое явление, розничная торговля насчитывает 30 лет от роду. Мы всегда находились в ситуации, когда экономика перестраивалась. Понятно, что нам всем нужно было расти. Компании всегда находились в этой гонке, и нам помогало то, что потребительский спрос и экономика тоже росли вместе с нами. Но времена меняются. Может быть, стоит остановиться и это привет нас к лучшему миру?» — задался вопросом Дмитрий Алексеев.
С коллегой не согласился Евгений Мовчан, генеральный директор «Петрович»: «Для того чтобы компания, грубо говоря, могла стоять хотя бы на месте, нужно крутить педали все быстрее и быстрее. В противном случае придется поддерживать растущие издержки. Я уверен, что у компании должен быть хотя бы минимальный рост в процентах, так же как и ВВП страны. Это просто необходимо для простого воспроизводства. Если его не будет, можно легко уйти в минус». Дополнительно Евгений Мовчан отметил, что «Петрович» демонстрирует рост несмотря на падающий рынок и объективные проблемы с доступом к линейному персоналу.
Вице-президент по детским товарам и ювелирным украшениям Inventive Retail Group, Мария Голенкова, также принявшая участие в сессии, поделилась успешным опытом преодоления текущий трудностей, в том числе за счет ухода иностранных брендов: «Мы сейчас трансформируем и дизайн магазинов, и работаем над контентным продвижением. С точки зрения, например, спортивного направления, очень много сделано для развития производственной компетенции внутри компании. Во времена, когда мы жили с брендами, нам нельзя было продавать свои собственные продукты. Такая компетенция, как свой собственный СТМ или коллаборация, она у нас просто отсутствовала». Мария Голенкова также отметила, Streetbeat имеет свой собственный СТМ и входит в ТОП-3 брендов.
По результатам дискуссии спикеры сошлись во мнении, что в условиях быстроменяющегося рынка компании вынуждены сокращать горизонт планирования и должны развивать способность оперативно перестраиваться под новые условия.