Loading...

Пленарная сессия третьего дня XI Международный форум бизнеса и власти «Неделя Российского Ритейла 2025» запомнилась оживленным диалогом на тему ситуации, сложившийся на рынке FMCG товаров. Определяя задачи дискуссии, модератор сессии, председатель президиума АКОРТ Сергей Богданов, отметил, что ритейл выступает ключевым драйвером производства благодаря своей способности напрямую влиять на производственные процессы и стратегические решения производителей. Он подчеркнул, что обратная связь от ритейлеров позволяет производителям оперативно реагировать на изменения рынка, корректировать объемы производства и ассортиментную матрицу.

Тимофей Нижегородцев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России, высказал позицию ведомства: «Много трендов связано с цифровизацией. Производители сокращают остатки, практически все товарные рынки стали слабо сбалансированными. Поэтому мы выступаем за поддержание долгосрочных контрактов, которые обеспечивают устойчивость цены и устойчивость поставки. Еще мы хотим, чтобы паника на товарных рынках не раздувалась по любому поводу, чтобы были какие-то действенные меры, связанные с ответственным ценообразованием и с соглашениями о ценах». Продолжил тему Директор Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ Никита Кузнецов: «Движение сетей по сдерживанию цен – это требование конкурентного рынка, производители должны быть рентабельны, они не должны уходить в минус. Это тем более актуально и даже, я бы сказал, страшно сейчас с учетом процентных ставок по кредитам».

Выражая солидарность с коллегами, Денис Вечканов, коммерческий директора торговой сети «Пятерочка» рассказал о действиях компании в указанных направлениях: «Мы, пришли к тому, что отношения между производителями и сетями должны измениться в связи с нехваткой товара и повышением тарифов. Нами создан инструмент для минимизации рисков – это договор стратегического партнерства. Он необходим для долгосрочного планирования. Например, сегодня мы подписываем контракты с производителями на 3 года и более».

Другие спикеры также отметили, что долгосрочное планирование в современном ритейле требует особого подхода, учитывающего высокую динамику изменений рынка. Традиционные методы планирования вынуждены адаптироваться под новые реалии, сохраняя свою актуальность, но приобретая более гибкие формы.

Сергей Юшин, руководитель Национальной Мясной Ассоциации эмоционально высказался о регулировании цен государством: «Мы должны отнять деньги у тех, кто торгует турецкими путевками и их продуктами питания. Но для этого нам надо работать вместе. Название сегодняшней сессии – «ритейл-драйвер производства». Не ритейл-драйвер производства, а потребитель – драйвер производства. Я не согласен с тем, что регулирование цен государством может быть эффективным. Пока государство принимает решение о том, как чего отрегулировать, цены уже убежали. Помните, как было с яйцом? Пока приняли решение завести яйцо откуда-то из Азербайджана и Турции, цены упали, и те, кто вез, потеряли деньги. Сегодня происходит по другим позициям то же самое».

Александр Панин, председатель Рыбного Союза: «Мне не нравятся разговоры про необходимость удешевить продукт или стабилизировать цены. На мой взгляд, это путь в тупик ради дешевого популизма. Мы должны стремиться не к снижению цены, а к повышению удовлетворенности потребителя продуктом, который он видит на полке». Продолжая тему качества товаров, заместитель генерального директора, директор по корпоративной внешней политике METRO Россия Алексей Григорьев высказал мнение, согласно которому потребитель будет готов взять товар с определенными свойствами, за определенную цену только при соотношении со справедливой по его мнению ценой. Согласилась с коллегами Анна Мелешина, управляющий директор розничной сети «Магнит», отметив, что компания уделяет пристальное внимание качеству продуктов в условиях активного импортозамещения.

На пленарной сессии говорили и о молочной продукции. Так, прогнозируется сохранение позитивной тенденции роста продаж. Мария Петрова, вице-президент по продажам Health & Nutrition: «За последние полтора года молочная категория вышла на так называемый мета-уровень или мега-уровень. Это связано с тем, что молочная категория стала №1 в корзине нашего покупателя. Но самое главное не это, а тот факт, что молочная категория стала охватывать практически максимум наших с вами потребностей».