5 июня прошёл круглый стол, посвящённый одной насущных тем современной экономики – поиску равновесия между доступностью товаров первой необходимости и устойчивостью бизнеса. Участниками дискуссии стали представители бизнеса, органов государственной власти, отраслевых ассоциаций, а также эксперты в сфере агропромышленного комплекса и торговли.
Ключевым вопросом обсуждения стала целесообразность и необходимость государственного регулирования цен на социально значимые продукты. Свои комментарии по данному вопросу дала Надежда Шаравская, начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России: «Чаще всего государство не поддерживает установление пределов на розничные цены товаров первой необходимости по ряду причин. Во-первых, это может повлечь за собой высокие риски в виде еще большего роста цен и снижения доступности товаров для потребителя. Во-вторых, регуляция цен может стать причиной дефицита и неравного обеспечения продуктами различных регионов страны. Понимая эти риски, правительство фокусируется на использовании превентивных методов борьбы с ростом цен, которые включают поощрение заключения долгосрочных контрактов между торговыми сетями и производителями, практики ответственного ценообразования, снижение затрат производителей и поставщиков, а также мониторинг и аналитика текущей ситуации на рынке для оперативного реагирования в случае потенциальных угроз».
Юлия Юдина, заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, добавила, что она и ее коллеги совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации постоянно следят за динамикой цен и в случае необходимости вносят корректировки: «Здесь очень важно понимать, что на ценообразование могут влиять объективные факторы, такие как повышение курса или увеличение потребительского спроса, и в таком случае данные причины не являются поводом для вмешательства государства. Иная же ситуация происходит тогда, когда рост цен вызван какими-либо проблемами, как, например, было с увеличением цен на куриное яйцо в конце 2023 года».
В рамках круглого стала дискуссия также развернулась вокруг списка товаров первой необходимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года №530. Эксперты выразили мнение о том, что список устарел и не отражает реальные потребности малоимущих покупателей, что вызывает необходимость в его пересмотре и уточнении категорий товаров. Более того, участники дискуссии предложили меры по государственному поддержанию частного бизнеса в вопросе обеспечения населения необходимыми товарами по доступной цене. «Прежде всего, общие формулировки категорий товаров из списка должны быть сведены к более конкретным товарным наименованиям, а сами продукты из этих наименований должны наращиваться за счет отечественного производства, например, с применением специальных субсидий», − отметил Дмитрий Востриков, исполнительный директор «Руспродсоюз».
В завершении обсуждения эксперты отрасли сошлись во мнении, что баланс между стремлением бизнеса получить прибыль и стремлением покупателя приобрести качественный товар за небольшую цену все-таки возможен. И главным инструментом к его достижению является применение комплексного подхода, который включает оптимизацию внутренних процессов бизнеса, работу бизнеса в тандеме с государством для преодоления вызовов рынка, а также тщательное отслеживание покупательского поведения. «Конечно же, было бы правильно нам, например, в том числе, как потребителям, видеть разнообразие предлагаемой продукции и, чтобы эта продукция, в том числе, отличалась от магазина к магазину. Чтобы они, торговые точки, отличались не названием, а, прежде всего, тем ассортиментом, той номенклатурой товара, которую могу предложить разнообразные производители», – отметил Андрей Карпов, Председатель правления Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла.