Интересным наблюдением поделился с участниками аналитической сессии «Рынок e-commerce в режиме реального времени. Рейтинг топ-100 интернет-магазинов» её модератор, партнёр Data Insight Фёдор Вирин.
— С запретом в российском интернете Facebook, Instagtam, YouTube их заменили маркетплейсы. Теперь в метро пассажиры просматривают уже не соцсети, а Wildberries или Ozon! — отметил он.
Маркетплейсы стремительно наращивают своё присутствие в больших и малых городах России. В одной лишь Москве сегодня насчитывается около 25 000 пунктов выдачи заказов (ПВЗ). И это число по меньшей мере в ближайшие два-три года будет расти.
Классический ритейл меряет свою успешность квадратными метрами торговых площадей и погонными метрами прилавков. А онлайн-торговля — аудиторией. Экосистема электронной коммерции делает ставку на географию. И неизменно оказывается в выигрыше. Сегодня доступ к онлайн-магазинам и маркетплейсам имеет практически вся Россия — 135 млн. человек. Не удивительно, что количество ежемесячных заказов на e-commerce измеряется десятками миллионов единиц.
Пищевые продукты в онлайн-торговле занимают примерно 52 — 55%, остальное делится между несколькими категориями непищевых товаров. При этом у fashion — самый большой сектор в e-commerce и наиболее товароёмкая ниша, которую ещё заполнять и заполнять.
— Сегодня в онлайн-магазинах пользуются спросом товары из Китая, — заметил спикер Илья Рисин, генеральный директор компании GBS. — Однако это совсем непросто — организовать доставку товара из-за рубежа. Мы могли бы предложить онлайн-ритейлу свою помощь по добавлению зарубежных товаров на витрину. То есть обеспечили бы подбор поставщика, выкуп товара, фулфилмент, таможенное оформление и непосредственно доставку товара покупателю.
Интересно, что с развитием e-commerce трансформируется возрастной состав покупателей. Идёт постепенное смещение в сторону покупателей старшего поколение. Модератор обратил внимание на интересную деталь: молодое поколение весьма ошибочно оценивает уровень цифровой грамотности тех, кому 55+, считая их в лучшем случае «чайниками». Однако это далеко не так.
— Те, кто уже приближается к старшему поколению, владеют интернетом гораздо лучше, чем о них думают, — отметил Фёдор Вирин. — Сегодня это берёт в расчёт цифровая коммерция, предлагая на маркетплейсах всё больше товаров для определённых возрастных групп. Другое дело, что средний чек падает, поскольку доля маркетплейсов растёт. И этот рост будет продолжен, во всяком случае, до 2026 года.
Ещё один интересный тренд: растёт доля нишевых маркетплейсов. В большой мере это объясняется естественным стремлением пока ещё слабых игроков как-то выделиться в общем поле и привлечь на свою сторону заказчиков. При этом в действиях селлеров прослеживается некая консолидация, сродни той, что наблюдалась лет шесть — семь назад среди онлайн-ритейлеров. Такое негласное объединение в большой мере способствует росту маркетплейсов, которые занимают хотя и узкие, зато довольно прибыльные ниши.
По мнению проектного аналитика Data Insight Ирины Карауловой, поиск товаров в онлайн-магазинах — это прежде всего поход потребителя за новыми брендами. Заметно повысить трафик в перспективе невозможно без основательного ребрендинга. И здесь слово за товарами как отечественного производства, так и поступающего в страну по параллельному импорту.
С этим трудно не согласиться. По данным специалистов, россияне в возрасте от 30 до 45 лет весьма привержены к тому или иному бренду. И это следует учитывать e-commerce,ведь именно пользователи этого возраста чаще всего совершают покупки онлайн.
Словом, как заметил модератор сессии, «у нас уплотняется время, и мы доверяем бренду». Теперь осталось лишь добиться взаимности — сделать так, чтобы бренд доверял нам. И здесь всё будет зависеть от добросовестности производителей и поставщиков. А за посетителями интернет-магазинов дело не станет.