Эксперты рынка обменялись мнениями о роли AI-технологий в бизнесе, применении инновационных разработок в продвижении брендов. Ключевой темой повестки стали макроэкономические тенденции.
Перед началом дискуссии модератор сессии, шеф-редактор телеканала РБК Кирилл Токарев, предложил коллегам ставить акценты на описании технологий, которые уже работают в ритейле эффективно, а также рассказать о вызовах, с которыми сталкивается бизнес.
Роман Чекушов, статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации высказал предположение, что в скором времени интернет-компании начнут пробовать себя в «офлайн-нишах» и наоборот: «Компании, которые сейчас являются маркетплейсами, по моему мнению, внимательно смотрят на сегменты офлайн-бизнеса. Мы все равно придем к тому, что даже успешные маркетплейсы будут смотреть на собственную оффлайн розницу. И также происходит обратный процесс. Офлайн-бизнес внимательно следит за возможностями, которые может дать Интернет».
Применительно к вызовам, стоящим перед ритейлом, коллеги сошлись во мнении, что глубокая автоматизация — объективная необходимость, а не прихоть. «К максимальной роботизации, автоматизации процессов нас толкает отсутствие достаточного количества операционного персонала», — сообщил главный исполнительный директор, член правления X5 Group Игорь Шехтерман — «если мы сегодня об этом не будем думать, завтра просто не сможем продолжать наш бизнес». Со своей стороны, Владимир Верхошинский, глава Альфа-Банка, обратил внимание участников сессии на смену потребительских интересов, что ожидаемо скажется на стратегии развития компаний: «Сейчас клиенты больше не сравнивают банк с банком или магазин с магазином. Напротив, они сопоставляют каждый новый сервис со своим предыдущим и лучшим опытом — и неважно, где они его получили. Кто-то может сказать, что у нашего широкого потребителя завышенные ожидания, но это не так. Если они есть, значит, они адекватны».
Об острой необходимости в автоматизации, но уже с применением технологий искусственного интеллекта, высказался директор по стратегии и трансформации ГК «Лента» Максим Макаров: «ИИ сегодня позволяет понять, как погода влияет на покупки, какие скидки давать покупателям. Фактически сегодня во всех аспектах нашей деятельности присутствуют технологии, которые можно разделить две группы: первая — инструменты, влияющие на повышение эффективности, вторая группа — сервисы, которые позволяют делать персональное предложение». По утверждению спикера, конкурентные преимущества сохранятся за теми участниками рынка, кто сможет применять AI-технологии для максимальной персонализации предложений. Применительно к результатам офлайн работы ГК «Лента» Максим Макаров отметил позитивную динамику: «Если посмотреть на прогнозы, все говорят, что гипермаркеты будут терять трафик. С 2023 года гипермаркет „Лента“ имеет позитивный показатель по трафику. Я считаю, это лучшее свидетельство того, что мы смогли трансформировать нашу модель».
Продолжая тему, Дмитрий Алексеев, совладелец и президент группы компаний DNS сообщил следующее: «ИИ — действительно та технология, которая наряду с когда-то появившимся интернетом, смартфонами, сильно изменят даже не ритейл, а нашу жизнь». О вопросах персонализации и клиентском опыте отдельно высказался Сергей Анохин, генеральный директор «Билайн», уточнив, что смешения онлайн-офлайн, омниканальность, привыкание к «экспрессу», мгновенной доставке, быстрой логистике потребует от компаний напряженных усилий.