В дискуссии второго дня Форума на тему технологических инноваций в e-commerce предстояло обсудить широкий круг вопросов: от перспективных практик, которые могут быть применимы в России, до проблем российского онлайн-ритейла при работе с китайскими поставщиками. Модератором сессии выступил Максим Шугаев, главный корреспондент Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП).
Коллеги отметили, что китайские технологии открывают новые возможности для российского рынка. Социальная коммерция и прямые трансляции, ставшие ключевым драйвером продаж в Поднебесной, трансформируют взаимодействие с клиентами: интеграция шопинга в развлекательный контент, мгновенные покупки через чаты и персонализированные рекомендации на основе ИИ могут в скором времени стать новой реальностью для отечественного рынка.
Были описаны и технологические решения. Например, внедрение электронных ценников в офлайн-магазины Китая помогает оптимизировать управление ассортиментом и ценами в реальном времени, синхронизируя данные с системами аналитики. Это снижает ошибки и ускоряет цифровые платежи, где большинство транзакций завершаются за секунды. Для России такие решения могут стать основой омниканальности, особенно на фоне роста безналичных расчетов. В число перспективных направлений спикеры также отнесли роботизированные склады и автономную доставку, которые уже развиваются в стране.
Севиля Казеннова, операционный директор диджитал-агентства «Интериум» (ex.BDM в ESSAONE), в своем докладе выделила ужесточение законодательства в КНР, которое может быть заимствовано для применения в России: «Это борьба с контрафактом, накруткой отзывов, мошенническими объявлениями и другими нарушениями. В Китае уделяется большое внимание защите персональных данных, что актуально и для других стран в условиях растущей цифровизации».
Валерий Рязанов, совладелец Upper Echelon Products (TOP-100 Amazon seller), указал на успехи китайских продавцов в экспансии на американский e-commerce. По его словам, предприниматели из КНР доминируют на Amazon US благодаря мощной аналитике и прямому доступу к покупателям. «Китайцы отлично разбираются в Big Data, используют сервисы для отслеживания поисковых запросов, продаж конкурентов и отзывов, мгновенно адаптируя ассортимент под спрос», — подчеркнул эксперт.
Юрий Кузнецов, сооснователь сервиса ChinaSpace, обратил внимание на трудности, ограничивающие взаимодействие российского бизнеса с китайскими поставщиками. Среди ключевых проблем, по его мнению, — отсутствие системной базы знаний, медленная калькуляция заказов, а также нестандартизированные договорные отношения между продавцами и поставщиками.
Гала Гольдберг, основатель проекта по созданию товарных брендов «Собранка», отметила рост поиска товаров через нейросети. По этому поводу Вячеслав Скрипицын, начальник отдела промышленного развития «КИФА», добавил: «Современный покупатель не хочет тратить время на долгие поиски. ИИ делает выбор за него, предлагая оптимальные решения в нужный момент. Это сокращает путь от интереса к покупке», — сообщил Скрипицын.

                        

