5 июня, в рамках заключительного дня Недели Российского Ритейла, в зале «Сбер» прошла экспертная сессия, посвященная текущим тенденциям e-commerce, в которой приняли участие представители маркетплейсов, розничных компаний, digital-маркетинга и социальных платформ. Темой обсуждения стали новые форматы продаж и коммуникации в условиях трансформации цифрового потребления.
Лейтмотивом сессии послужил вопрос, смогут ли маркетплейсы в будущем превратиться в полноценные социальные сети, объединив в себе функции инструмента ритейла и коммуникации между пользователями. Мнения экспертов по данному вопросу разделились, однако, все они отметили, что интеграция элементов соцсетей в механизмы торговых онлайн площадок в обозримом будущем будет только расти. «На сегодняшний день мы видим, что маркетплейсы точно двигаются в сторону того, чтобы становится соцсетями в той или иной мере, потому что данный формат сейчас является наиболее привлекательным и удобным для конечного потребителя. Борьба за конечного потребителя становится все более острой, мы видим, что все переходят в соцсети, и нам очень важно предлагать тот интерактивный формат, который был бы интересен пользователю», − подчеркнул Павел Петров, директор рекламной платформы «Купер».
Эксперты отметили, что пользовательский опыт и коммерческие инструменты становятся всё ближе: сегодня не только маркетплейсы внедряют социальные функции, но и соцсети развивают возможности для торговли. Все дело в трендах Китая и других стран азиатского региона, которые первые внедрили этот интеграционный подход в развитии e-commerce. В этой связи Дмитрий Васенин, эксперт по комплексному выходу на маркетплейсы Вьетнама, рассказал о тенденциях e-commerce в Южно-Азиатском регионе: «Значительная доля продаж в регионе совершается не только на маркетплейсах, но и в соцсетях. По оценкам экспертов, порядка 60% продаж на этих платформах находится в тени, что позволяет локальным продавцам выгодно продавать товары без уплаты налогов. Что же касается маркетплейсов, в частности во Вьетнаме, то практически все они используют встроенные стримы и live форматы для одновременной рекламы и продажи товаров, и исследования показывают, что применение этого инструмента позволяет получить объем продаж от 9% до 80% в зависимости от страны и от отдельно взятой платформы».
Повторяя опыт азиатских рынков, многие российские площадки также начали внедрять новые методы взаимодействия между продавцами и покупателями, и одним из таких действующих и успешных проектов является платформа Wibes, запущенная Wildberries&Russ в марте 2024 года и число активных пользователей которой уже достигло 5 млн человек. Об этом рассказала Анастасия Стукалова, директор по развитию стратегии продаж и селлеров Wildberries&Russ.
Сессия завершилась интерактивным обсуждением перспектив российской e-commerce и способов адаптации брендов к новым digital-реалиям с использованием гибридных форматов для роста продаж и новых методов вовлечения аудитории.