Loading...

3 июня, во второй день XI Международного форума бизнеса и власти «Неделя Российского Ритейла», состоялась аналитическая сессия «Покупательское поведение — 2025: тренды, источники спроса и векторы развития». В рамках обозначенной повестки исполнительный директор «Нильсен» Константин Локтев рассказал, как меняются портрет потребителя, описал тренды ценообразования и точки роста, а также поделился интересной для ритейла аналитикой.

По всему рынку наметилась потребность в «безбрендовых брендах» и «трендах на трендах». Преимущественно это связано с потребностью производителей адаптироваться к быстроменяющемуся рынку. «Игрокам приходится постоянно перестраиваться и ограничивать горизонт планирования короткими дистанциями», — сообщил Константин Локтев.

Согласно приведенным данным, текущий объем рынка в денежном выражении составляет порядка 110 триллионов рублей, при этом у среднестатистического покупателя около 40% доходов тратятся на товары повседневного спроса. Таким образом, оборот ритейла по этой категории составляет около 56 триллионов рублей в год. В зависимости от региона, по мнению исполнительного директора «Нильсен», меняется и объем потребления этой группы товаров: «Мы в последнее время очень много говорим о молодом поколении, Z, Альфе.... Но я бы хотел указать и на менее очевидные вещи. Например, на покупки старшего поколения. С точки зрения расходов на товары повседневного спроса, расходов у них не сильно меньше, чем у молодежи», — отметил спикер.

Дополнительно Константин Локтев акцентировал внимание аудитории на трех факторах, влияющий на потребительское поведение. В их числе — вид домохозяйства, его структура, наличие или отсутствие детей. Спикер приводит цифры: молодые покупатели в возрасте от 18-26 лет (нынешнее поколение Z) тратит в среднем 10% доходов на товары повседневного спросах, однако он уверен, что это значение будет расти в будущем. Главная причина, объясняющая этот тренд — естественное взросление поколения и его вступление в активную экономическую жизнь: «Поколение Z вскоре станет наиболее активной группой потребителей. Здесь важно понимать, что для него важна цифровизация, умение совмещать офлайн с онлайном, делать отсылки к ностальгии», — подчеркнул эксперт.

Применительно к группе «серебряного возраста» сохраняется тенденция к поиску надежности, предсказуемости, «разумной рациональности». Однако, согласно результатам исследования «Нильсен», изменения все же прослеживаются. «Было бы большим заблуждением считать, что покупатели так называемого „серебряного возраста“ далеки от цифровизации и что для ни она не важна. Напротив, мы наблюдаем рост трафика на маркетплейсах, в сервисах доставки. Скажу больше: на рынке продолжает культивироваться образ привлекательной и социальной активной старости. Поэтому товары для красоты и здоровья начинают набирать популярность и у этой группы потребителей», — заявил Константин Локтев.

Относительно офлайна ритейла, в частности гипермаркетов, эксперт сообщает, что происходит закрытие неэффективных рабочих торговых точек, однако сам канал продаж остается стабильным, то есть растущим в пределах уровня инфляции (12,4%). «Сам формат гипермаркетов, безусловно трансформируется, трансформируется в онлайн и в пункт, где собирается заказ. Но еще раз подчеркну, наше мнение, канал не падает, канал стабилен», — сообщил спикер.

Завершая сессию, Константин Локтев обратил внимание аудитории на рынок ритейл медиа: «В прошлом году медиарынок, который коллеги определили как e-commerce плюс ритейл медиа, составил 435 миллиардов рублей от всего совокупного рынка рекламы в 1,3 триллиона рублей. То есть получила довольно заметная цифра. Связано это не только с развитием онлайн форматов как таковых, но и с отсутствием доступа к ряду зарубежных площадок. Следовательно инвестиции идут на российские платформы».