Loading...

Животрепещущей назвал тему «От сырья до полки. Региональные практики продвижения локальных продуктов в ритейле» модератор экспертной сессии, исполнительный директор «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. И в самом деле, сегодня мало произвести продукцию, которая была бы востребована потребителем, её ещё необходимо разместить на торговой полке. И здесь производитель должен быть в курсе актуальных требований, которые предъявляют к продукту органы контроля качества. Тем более если речь идёт о таком своеобразном регионе, как Башкирия.

Сессия началась с выступления и.о. руководителя органа по сертификации «Роскачество-Халяль» Ильнура Мухаметзянова. Халяль в применении к пище, объяснил спикер, это еда, допустимая к употреблению с точки зрения правовых, морально-этических и религиозных догм Ислама.

— Лет пять-шесть назад мне приходилось буквально ходить за производителями — и объяснять им, что такое халяль, как правильно изготавливать такую продукцию и где размещать. А сейчас уровень понимания особенностей производства халяль у нас достаточно высокий, — подчеркнул спикер.

В 2023 году в Республике Башкортостан на базе Промышленно-торговой палаты был создан Национальный Центр компетенций халяль. Он занимается, в частности, разработкой и продвижением системы сертификации, которая гарантирует соответствие продукции требованиям стандартов халяль и канонам Ислама. Центр осуществляет мониторинг качества халяльной продукции на российском рынке, а также занимается обучением и подготовкой экспертов по сертификации и специалистов для производства пищи халяль.

Разработанный в Центре «Курс основ халяль» знакомит слушателей с концепцией халяль, её стандартами и требованиями. У слушателей формируются компетенции и навыки, необходимые для сертификации халяль-продуктов. Опыт отечественных экспертов сферы халяль окажутся незаменимыми для местных производителей, планирующих стать сертифицированными производителями халяльной продукции, с перспективой её продвижения на российский и зарубежный рынки.

Халяль — это не просто дозволенная и здоровая пища, а ещё и экологически чистая продукция. Интересно, что примерно 80% потребителей еды халяль — представители других конфессий. При этом 83% покупателей полностью доверяют качеству еды халяль, 60% относят её к высококачественной продукции, а 20% считают халяль пищей очень высокого качества.

При этом спикер признал, что ещё не все производители, хотя и имеющие всякого рода сертификаты, выпускают продукцию, в полной мере соответствующую Знаку Халяль. В торговой сети не редкость появления товаров, хотя и несущих на упаковке признаки халяльной еды, но в действительности ей не соответствующих. Однако скоро ситуация изменится. С 1 сентября 2024 года начнёт действовать ГОСТ 70402, и специально аккредитованные органы будут выдавать производителям настоящий логотип халяль. Именно он на полном основании сможет подтвердить производство продукции халяль в полном соответствии со всеми необходимыми стандартами.

Региональный пищепром интересует не только поставщиков и производителей, но и законодателей. Депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по государственному строительству и законодательству Зариф Байгускаров держит постоянную связь с избирателями. Отраслевые проблемы становятся поводом для законодательных инициатив, направленных в том числе и на поддержку ритейла.

— Нам удалось вдвое сократить срок на право выкупа предпринимателями арендованных помещений, — рассказал депутат. — Раньше выкупить помещение собственник торговой точки мог лишь через два года, теперь же он может сделать это уже через год. Ещё одна законодательная инициатива касается проблемы утилизации остатков товара. До недавнего времени расходы несли производители. Мы посчитали это неправильным. Недавняя поправка в закон обязывает заниматься утилизацией именно продавцов. Ведь если товар залежался на полке и срок его годности вышел, причём здесь производитель?

Сейчас идёт работа над очередным законопроектом, который направлен на поддержку маркетплейсов. В настоящее время маркетплейсы вынуждены предоставлять в контролирующие органы уйму отчётов, многие из которых, по мнению депутата, либо дублируют друг друга, либо попросту прямого отношения к делу не имеют. Снижение давления на E-com «бумажного пресса» — хорошая возможность избавить маркетплейсы от лишней нагрузки и использовать ресурсы на повышение качества сервиса.

Сервис в торговле сегодня развивает федеральный ритейл. В зоне внимания не только покупатели, но и поставщики продукции. Например, сеть «Лента» успешно работает с такими перспективными формами розницы как фермерские островки и лавки. В той же Башкирии местные сельхозпроизводители могут сдавать свою продукцию на реализацию в магазины сети, либо торговать самостоятельно. В любом случае, в выигрыше оказываются все — и фермеры, и сетевики, и покупатели. — 

Сегодня у «Магнита» примерно 30 тысяч торговых точек, более 900 из них открыты в Республике Башкортостан. Доля местных продуктов в ассортименте составляет 23 процента, — рассказала руководитель по внешним коммуникациям и связям с госорганами Уральского федерального округа сети «Магнит» Дарья Маршук. — В партнёрстве с фермерами мы видим синергию, которая безусловно способствует развитию ритейла на местах. Производители тоже не стоят на месте, пробуют новые формы и упаковки. Например, есть предложение на поставку молока в бутылках ёмкостью 1,4 литра. Покупатель пока ещё не знаком с этим продуктом, поэтому важно его познакомить. Считаю, что главное для поставщиков, производителей, ритейла — находить точки роста. И двигаться в одном направлении — в сторону покупателя.

Организация и продвижение «Фермерских островков» вошли в один из пяти проектов по работе с местными производителями, реализацией которых занимаются ритейлеры X5 Croup. Об этом рассказал участникам сессии руководитель направления взаимодействия с региональными органами власти Х5 Алексей Алейников.

— У нас действуют уже 45 таких «Островков» более чем в 24 регионах, мы находим полное взаимопонимание у фермеров. Это направление мы, безусловно, будем развивать, — сообщил представитель X5. — Параллельно мы развиваем рынок готовой еды, сегодня это весьма востребованный сектор розничной торговли. Здесь мы тоже можем быть конкурентоспособными. Безусловно важным для нас проектом стало создание агроагрегаторов, которые напрямую работают с поставщиками. Фермеры занимаются выращиванием сельхозпродукции, всё остальное — обработку, хранение, доставку в торговую сеть — берёт на себя агрегатор. Он же и обеспечивает контроль качества продукции. Пилотный агроагрегатор был запущен в 2022 году в Липецкой области, совсем недавно там появился ещё один. Есть такие структуры в Свердловской и Волгоградской областях. До конца 2024 года планируем запустить в регионах более 10 таких агроагрегаторов.

Республика Башкортостан — один из тех регионов, где ритейл развивается очень высокими темпами. И здесь есть смысл говорить не о конкуренции местных сетей с такими мощными федеральными ритейлерами как «Пятёрочка», «Лента» или «Магнит», а о взаимовыгодном сотрудничестве. На это обратил внимание присутствующих генеральный директор торговой сети «Полушка» Владислав Кадыров.

— Сейчас у нас уже порядка 17 магазинов, в которых основной упор сделан на локальный ассортимент. Примерно 50 процентов в нём занимает продукция местных производителей, — рассказал спикер. — Мы очень мобильные, и давно уже практикуем работу с фермерами по договорам. Они у нас небольшие, буквально одностраничные. Без лишней бюрократии фермеры становятся нашими поставщиками продукции собственного производства. Это сметана, молоко, творог... То, что востребовано каждый день. Поэтому мы активно развиваем молочную кухню, ведь она пользуется большим спросом у наших покупателей.

Не удивительно, что производство молочной продукции в Республике Башкортостан постоянно растёт. Регион является одним из лидеров производства молока в России. А уровень потребления молочной продукции здесь на 20% выше, чем в целом по стране.

В 2023 году местные животноводы произвели 784 тыс. тонн молока, в 2024 году рост молочного производства составил 1,4 %. Такие цифры привёл в своём выступлении исполнительный директор «Уфагормолзавод» Сергей Штукатуров.

— Если говорить о патриотизме местных производителей, то в Башкирии он в большей мере проявляется в молочной продукции, — отметил спикер. — Во-первых, наш регион — с давними традициями по производству молока. А во-вторых, нас активно поддерживает правительство, действуют различные программы, направленные на развитие мясомолочной промышленности в регионе. Наши бренды — это «Молочный фермер», «Молочная крепость» и детский бренд «Два котёнка». В этом году мы делаем акцент на десертную продукцию, поскольку в этом сегменте отмечен заметный рост. Что же касается выручки, то в 2023 году она составила 4,3 миллиарда, в 2024 году рассчитываем на 5 миллиардов рублей.

Сегодня местные производители находятся в постоянном поиске всё новых продуктов, которые могли бы занять достойное место на торговой полке, причём не только региональной, но и федеральной. Об одном из таких продуктов рассказала соосновательница бренда «Ремесленный шоколад из Башкирии» Марина Григорьева. Это единственный в Башкирии производитель натурального шоколада. Правда, в силу специфичности производства сырьё — какао бобы —производители получают не от местных фермеров, а из Южной Америки.

Оригинальным продуктом для региона стал шоколад, изготовленный на кумысе — молоке кобылицы. Подобного продукта потребители ещё не пробовали. У шоколада необычный кисло-сладкий вкус и специфичный запах. Состав продукта сбалансирован таким образом, чтобы в каждой плитке содержалась рекомендуемая для лечебного питания дневная норма кумыса.

— Мы поставили эту новинку на маркетплейс, причём безо всякой рекламы, и он разошёлся буквально за несколько дней, — сообщила соосновательница бренда. — Сейчас о нашем шоколаде говорят в социальных сетях, упоминают в прессе... В общем, он сам себя продаёт. Пять лет назад, занимаясь организацией производства шоколада, мы поставили для себя целью разработать собственный бренд. И это у нас получилось. Сейчас мы готовим порядка 20 новых рецептур, которые расширять линейку шоколада на кумысе.