Loading...

Модераторами заседания были Андрей Карпов, Председатель правления Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла и Алексей Гусев, Министр торговли и услуг Республики Башкортостан.

В качестве спикеров выступали:

Радий Хабиров, Глава Республики Башкортостан

Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России (online)

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний-интернет торговли (АКИТ)

Игорь Бухаров, президент Федерации Рестораторов и Отельеров России

Иван Бабухадзе, директор Союза независимых сетей России

Павел Антипин, генеральный директор УК «Салют», ТС «Байрам»

Алексей Григорьев, заместитель генерального директора — директор по корпоративной внешней политике METRO Россия

Антон Куканов, заместитель руководителя Роскачества

Максим Курганский, директор по защите легального оборота продукции ЦРПТ

Дарья Маршук, руководитель по внешним коммуникациям и связям с государственными органами Уральского округа, розничная сеть «Магнит»

Алексей Алейников, руководитель направления по работе с региональными органами власти КЦ Х5 Group

Первым слово взял Радий Хабиров, Глава Республики Башкортостан. Он поблагодарил спикеров заседания за участие, организаторов Форума и ветеранов отрасли за важный вклад в региональный ритейл Приволжского федерального округа.

«Я очень благодарен работникам торговли, последние 5 лет были непростые и пришлось работать в чрезвычайных ситуациях, тем не менее мы работаем и идем дальше. По статистике „Росстата“ мы занимаем 2 место в Приволжском округе и 8 место по обороту торговли в России» — отметил Радий Хабиров.

После приветственного слова состоялось награждение ведомственными наградами Министерства промышленности и торговли РФ и наградами Республики Башкортостан, награды вручил лично Глава Республики.

В продолжении дискуссии были рассмотрены инициативы Минпромторга России о создании «русской полки» и закона о регулировании маркетплейсов. Последняя инициатива министерства касалась приравнивания маркетплейсов к торговым сетям.

— Невозможно не заметить взлет интернет-торговли. В 2023 г. ее доля составила порядка 8% от общего оборота розницы — рост относительно 2022 г. примерно 50%. Экспертами доля оценивается в районе 13-19%, что говорит уже о серьезных масштабах сегмента.

Основную роль в данном процессе занимают маркетплейсы, оборот двух крупнейших (Озон и Вайлдберриз) в 2023 г. уже превысил 4 трлн руб.

Вместе с тем отрасль с триллионными оборотами, которая оказывает серьезное влияние на экономику страны и регионов, невозможно оставлять без рамочного регулирования.

Прежде всего необходимо защитить права и интересы партнеров маркетплейсов — предпринимателей-продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов, а также обеспечить защиту общества и экономики от подделок и контрафакта.

Поэтому Минпромторг России совместно с депутатами Государственной Думы и сенаторами работает над соответствующим законопроектом.

И тут стоит сразу оговориться, что традиционная розница не будет вытеснена интернет-торговлей. Не побоюсь этого слова — традиционная офлайн розница никуда не денется и продолжит развиваться. Она меньше подвержена различным логистическим и технологическим сбоям, — рассказал Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России.

Также представитель Минпромторга России проинформировал о новой инициативе по продвижению российских товаров:

— Обязанность торговли сейчас — направить все усилия с продвижения транснациональных брендов на продвижение российских брендов. Конечно, условия продвижения должны быть выполнимыми и не нарушать устоявшиеся бизнес-процессы.

В этой связи разработан законопроект о русской полке. Предлагается установление минимальной доли товаров российского производства и производства ЕАЭС в торговых сетях, а для интернет-торговли — правила преимущественного продвижения наших товаров.

Мы горячо поддерживаем данную инициативу и считаем, что как только отечественные производители получат равное положение с иностранной продукцией, будет дан старт быстрому развитию национальных брендов. И ситуация с доминированием импорта сможет быть довольно быстро преодолена.

Затем обсуждение плавно перешло к вопросам развития потребительского рынка Республики Башкортостан и будущих планах на ближайшие годы.

Алексей Гусев, Министр торговли и услуг Республики Башкортостан отметил достижения Минторга РБ за последние 5 лет. — На данный момент мы насчитываем 400 тысяч человек в сфере потребительского рынка Башкортостана, а каждый 5 занятый в экономике региона — это работник торговли. Торговля занимает 2 место по доле ВРП. В розничной торговле тоже неплохие показатели. За первые 5 месяцев 2024 года рост оборота розничной торговли составил 11,6%, что выше значений ПФО и России в целом. Уже торой год подряд мы удерживаем цены на социально значимые товары, которые так волнуют потребителей. Мы вовлекаем больше локальных производителей, идет работа на развитие малых форматов (ярмарки, рынки).

Оптовая торговля — рост за первые 5 месяцев года на 8,1%. Объекты общественного питания выросли на 24,4%, тем самым хорошо прошли послековидное восстановление. Отдельно отмечу тему инвестиций. Предприниматели не боятся вкладываться в проекты в сфере торговли. Итог — все те меры, которые мы принимаем дают результат.

На пленарном заседании остро стояла тема регионального ритейла. Как бизнес ощущает себя в конкуренции с торговыми сетями и активным ростом ecommerce в регионах?

На этот вопрос поделился своим мнением Антипин Павел, генеральный директор УК «Салют», ТС «Байрам», — Спасибо правительству за создание хорошей конкурентной среды. Самое главное — это помощь в развитии региональных производителей. Проект «Продукт Башкортостана» насчитывает уже более 700 производителей. Наличие большой доли региональных производителей позволяет показать, что перспектива развития есть. Местыне локальные производители производят достойный продукт высокого качества, который можно с гордостью представить на полках магазинов. Никто не отенял кооперацию, активное взаимодействие с лидерами рыка. То, что мы с ними совместно работаем это только плюс для наших покупателей. Не могу не отметить правительством грамотное выстраивание логистики. Благодаря распределительным центрам можно открываться в каждом муниципалитете. Итого возможности есть, их много и на любой территории если работать под лозунгом «выбирай свое родное» — все возможно. Наш пример тому доказательство.

Иван Бабухадзе, директор Союза независимых сетей России также добавил, что сегодня 80% товаров на полке это местные производители. А за монобрендовыми магазинами будущее развитие торговли. Он также поздравил ТС «Байрам» с выходом на рынок Татарстана" Крупные федеральные сети также высказались по поддержке малого бизнеса в продовольственной торговле.

Алексей Григорьев, заместитель генерального директора — директор по корпоративной внешней политике METRO Россия, — Сейчас идет тренд на регионализацию, потребители отдают больше предпочтение локальным местным продуктам. За последнее время выросли затраты на логистику и возникает потребность не возить издалека товары, а приобретать их на месте. Мы стараемся сочетать эти 2 вещи с ориентиром на потребности местных покупателей. METRO расширит присутствие башкортостанских производителей на наших полках. Покупателю надо дать оптимальный микс локального и не локального продукта.

Участники пленарного заседания снова подошли к вопросу о стремительном взлете интернет-торговли в регионах и с чем это может быть связано.

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний-интернет торговли (АКИТ), — Главный тренд — развитие екома в регионах. Первостепенная причина такого тренда -инвестиции в логистику в регионах, поэтому и растет ecom. С точки зрения других причин — среднестатистический человек проводит по 4 часа в день в интернете. Из этого мы имеем то, что 70 млн человек делают онлайн покупки с особой регулярностью. В Башкортостане ecom развит неплохо. По объёму продаж регион находится на 13 месте, и он составляет 101 млрд рублей за 2023 год. Кроме того, 23 тысячи человек (продавцы) в Башкортостане вышли в онлайн формат.

В продолжении разговора про развитие онлайн торговли и онлайн-сервисов своими планами по развитию поделились крупные сети.

—Магнит сейчас развивает омниканальность. Вчера мы объявили, что на базе «Магнит Аптека» открывается аптечный маркетплейс. Также уже завершаем ребрендинг «Магнит маркет». Основной вектор развития — смешение форматов оффлайн и онлайн — рассказала Дарья Маршук, руководитель по внешним коммуникациям и связям с государственными органами Уральского округа, розничная сеть «Магнит».

—Явный тренд — потребитель формирует новые покупательские привычки. Создается теория бережливого покупателя. Под новые привычки мы развиваем новые форматы магазинов. Например, жесткий дискаунтер «Чижик» и сеть малых магазинов «Около». Сейчас нужно делать упор на взаимодополняемые форматы — Алексей Алейников, руководитель направления по работе с региональными органами власти КЦ Х5 Group.