О потребительском рынке, проблеме отрасли, трендах и вызовах рассказал в ходе аналитической сессии «Покупатель, поставщики и сети: ключевые тренды и перспективы FMCG-рынка» директор по работе с ритейлом NielsenIQ Константин Локтев.
Что происходит с ключевыми макроэкономическими показателями в России?
Рост доходов потребителей — один из ключевых трендов рынка в настоящий момент.
Размер доход покупателей растет. Потребительский спрос восстанавливается: за прошлый год совокупная часть доходов покупателей составила 93,3 трлн.
По словам Константина Локтева, одновременно с этим темпы роста доходов населения выравниваются по регионам. В прошлом году мы видели зависимость, что регионы росли опережающим смыслом — спрос растет равномерно по всей стране.
С ростом доходов увеличиваются траты потребителей во всех сферах. Сейчас восстанавливаются те индустрии, которые были в отрицательной зоне (бытовая техника и электроника, авторынок, одежда и обувь). На этом фоне товарооборот розничной торговли продолжает расти. В прошлом году товарооборот составлял 47,4 трл. руб.
Что происходит с потребителем в контексте экономики?
«ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ НАСТРОЕНИЕ — БАРОМЕТР РЫНКА».
За последние годы рост индекса оптимизма покупателей пережил самое сильное ускорение с момента начала изменений.
40% покупателей говорят о том, что экономика страны находится в рецессии. На фоне укрепления покупательской уверенности увеличились и траты свободных средств. Инвестирование, электроника и бытовая техника, новая одежда и медицинские услуги — статьи расходов с наибольшим ростом в I квартале 2024 года.
Рациональность и растущие ожидания: покупатель становится более требовательным. 60% покупателей предпринимаю действия по оптимизации бюджета, 55% сравнивают цены на CMT с ценами на продукцию брендов, 55% всегда составляют список покупок заранее, 50% несмотря на планирование, всегда покупают что-то сверх, 62% покупателя говорят, что для них «важно качество сервиса в магазине», 34% утверждают, что «проверяют, являются ли продукты эко/био/натуральными».
Цикличность ритейла позволяет спрогнозировать сценарии его дальнейшего развития.
Как меняется FMCG-ритейл и каналы продаж?
Большинство крупнейших игроков растет опережающими рынок темпами. При этом точки продаж — менее эффективны, чем существующие.
Концентрация рынка FMCG-ритейла увеличивается, оставаясь умеренной.
В быстрорастущих каналах основной фактор роста — увеличение числа торговых точек. Гипермаркеты и традиционная торговля растут за счет инфляции. 1,9 % — рост офлайн-продаж гипермаркетов в денежном выражении. 5,8% — рост крупнейших гипермаркетов офлайн+ онлайн (Ашан, Лента, Метро, Глобус).
Супермаркеты и минимаркеты остаются основными каналами продаж FMCG.
Развивающиеся тренды меняют структуру онлайн-рынка и его роль в жизни покупателя. «С точки зрения покупательского восприятия онлайн- рынку в этом году впервые удалось переместиться из „репертуарных“ каналов в группу основных для совершения покупок», — добавил Константин Локтев.
Совокупный онлайн-рынок растет на уровне 100% год к году. Развитие маркетплейсов — один из главных трендов на рынке, однако и FMCG-ритейлеры добиваются впечатляющих результатов.
+112% на столько выросли сумарные онлайн-продажи (gmv) маркетплейсов в 2023 году против 2022. (фото)
Как наиболее успешные игроки добиваются высокой лояльности покупателей? Скорость, удобство м качество сервиса в случае работы с онлайн-рынком играют решающую роль, так как помогают преодолеть основные барьеры и опасения покупателей, связанные с заказами.
«Канал хард-дискаунтеров сильно отличается от других, при этом каждый пятый товар ряда непродовольственных категорий продается именно в них. Однако и продовольственные товары в хард-дискаунтерах значительно опережают средние темпы роста на рынке», -подчеркнул Константин Локтев.
Как меняется ассортимент товаров и стратегии игроков?
Потребление продовольственных товаров растет практически в два раза быстрее, чем непродовольственных. Среди наиболее растущих категорий — в основном продовольственные товары. Внутри продовольственных категорий активно растет группа товаров «побаловать себя».
В категориях ухода за собой и товаров для дома покупатели рационализируют траты: приобретают больше крупных упаковок с более выгодной ценой за единицу объема.
Ассортимент расширяется во всех группах товаров, заметнее всего — в индустрии ухода за домашними животными.
Локальные производители — один из ключевых драйверов развития омниканального рынка и в продовольственной, и в непродовольственной группе FMCG.
Как изменился ассортимент брендов в 2023 году?
На рынке 10 536 новых брендов с учетом того, что существующие бренды выходили в новые для себя сегменты и ситуации потребления. При этом 9,5 тыс. брендов ушли с рынка. В общем количестве 75 тыс. брендов на рынке в 2023 году, что на 1 тыс. больше по отношению к 2022 году.