О том, как сделать это с наилучшим эффектом и наименьшими потерями, шёл разговор на круглом столе «Регулирование маркетплейсов: создание отраслевых принципов, достижение эффектов». В обсуждении приняли участие депутаты Государственной думы, представители Совета Федерации, Минпромторга, Союза потребителей РФ, других отраслевых и общественных организаций.
Представляя участников круглого стола, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов выразил пожелание услышать конструктивный диалог на актуальную тему. Высветить ключевые проблемы регулирования маркетплейсов призвал экспертов вице-президент ОПОРА России Владлен Максимов. Такой ключевой проблемой маркетплейсов, настоящей болевой точкой представилось правовое положение российской электронной торговли.
Сравнительный анализ ситуации с маркетплейсами в России и зарубежных странах прозвучал в изложении заместителя генерального директора фонда «Центр стратегических разработок (ЦСР) Екатерины Папченковой.
— В странах зарубежья прослеживается тенденция введения специального регулирования электронной коммерции, направленного на защиту прав пользователей — продавцов и потребителей, а также на регулирование её трансграничного сегмента, — рассказала она. — Например, в странах Евросоюза утверждён и действует Регламент об обеспечении справедливости и прозрачности для бизнес-пользователей онлайн-посреднических услуг. В Китае принят закон об электронной коммерции, а в Турции — Указ «О поставщиках посреднических услуг электронной коммерции и поставщиках услуг электронной коммерции». При этом в зарубежном регулировании делается гораздо больший упор на повышение уровня взаимодействий между маркетплейсами и продавцами и раскрытие процедурных аспектов их деятельности. В российских же законодательных инициативах процедурные аспекты отсутствуют, зато встречаются ограничительные меры, которые не декларируются за рубежом.
По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрея Свинцова, проблематикой электронных торговых площадок депутаты начали заниматься около года назад. В результате совместных встреч и обсуждений появилось определённое понимание ситуации в различных её аспектах — правовом, налоговом, кадровом, организационном.
— Это глобальный вопрос, ведь за любой электронной площадкой стоят тысячи продавцов, любое непродуманное решение грозит обернуться ещё более серьёзными проблемами, — отметил депутат. — Принципиально электронные площадки должны заниматься тем, для чего они и были созданы — предоставлять покупателю возможность покупать товары по интернету. Всё остальное — логистика, хранение товара, сама торговля должны существовать и действовать самостоятельно. И когда на электронных площадках культивируется монопольное управление всем процессом, начинается чёрт знает что... То же касается и самозанятости селлеров. В нашем понимании это реальный перекос на рынке труда, который также создаёт нам всем большие проблемы. В бизнесе самозанятых быть не должно! Мы планируем дорабатывать свои предложения по регулированию маркетплейсов, обязательно будем это делать. Вопрос очень серьёзный, и займёт, я думаю, несколько лет.
Законодательная инициатива о правовом положении маркетплейсов, как рассказал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю Дмитрий Гусев, интересует многих депутатов.
— Мнение о том, что рынок сам отрегулирует электронную торговлю, не выдержало проверку временем. Сегодня уже все согласны с тем, что закон нужен. Но ведь его ещё надо создать! Существует как минимум десяток депутатских инициатив, авторы которых предлагают свой вариант решения проблемы. Можно лишь предположить, какую правовую чехарду могут вызвать эти инициативы при обсуждении законопроекта об электронной торговле. Подобная чехарда нам ни к чему, — подчеркнул выступающий.
Депутат сообщил, что во второй половине июня в Госдуме запланировано обсуждение концепции будущего законопроекта об электронной торговле. И пригласил участников круглого стола прийти на это обсуждение, «...чтобы решить, как нам действовать и с чего начинать столь важный законопроект».
— Маркетплейс — это отнюдь не пришедшее к нам нечто, ранее незнакомое и оттого непонятное, Маркетплейс — это торговый формат, и отношение к нему должно соответствовать нашему отношению к отрасли торговли, — убеждён директор департамента внутренней торговли Минпромторга России, председатель Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле Никита Кузнецов. — Никакой манипуляции с оглядкой на зарубежный опыт не должно быть и в помине. Электронная площадка принимает от покупателей деньги, поэтому и должна нести ответственность именно как продавец. Любое регулирование на уровне законодательства — это дело, я бы сказал, сугубо национальное, здесь не должно быть никаких сторонних заимствований. Нам предстоит искать свой собственный путь в правовом регулировании маркетплейсов.