Loading...

Ежегодный форум электронной коммерции и ритейла «Ecom Retail Week», прошедший 11-12 октября 2022 года в Центре международной торговли г. Москвы, собрал представителей e-commerce, маркетплейсов, ритейла, специалистов в области интернет-маркетинга, сотрудников логистических фирм, программистов и разработчиков интернет-систем для онлайн-торговли.

Пленарная дискуссия прошла с участием Виктора Евтухова, статс-секретаря — заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации, Татьяны Бакальчук, генерального директора Wildberries, Сергея Белякова, управляющего директора OZON, Алексея Корня, исполнительного директора розничной сети «Магнит», Артема Соколова, президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), Михаила Славинского, генерального директора Ситилинк. Первые лица ecommerce обсудили онлайн ритейл завтрашнего дня и пути развития в новой реальности.

 

Электронная коммерция с каждым годом набирает внушительные обороты.  На стратегической сессии сравнили развитие e-commerce в России с вундеркиндом, который растет, опережая время. По данным АКИТ, за восемь месяцев 2022 года онлайн-торговля, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, выросла на 39%. Её доля в общем обороте розничных продаж составляет сейчас 11,2% (год назад было 8,4%).  При этом большая часть продаж — 46,5% —  приходится на маркетплейсы. По итогам статистических исследований в пятерку лидеров маркетплейсов вошли Wildberries, OZON, AliExpress, Яндекс Маркет и СберМегаМаркет, на них приходится 2/3 продаж всех маркетплейсов в стране.

«Что касается интернет-торговли, в последние годы мы наблюдаем устойчивый рост этого сегмента. Пиковые значения были зафиксированы с началом ввода ограничений в связи с пандемией коронавируса. По данным Росстата, в 2020 году рост электронной торговли составил более 100%, в 2021 году — около 40%», — отметил Виктор Евтухов, статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Электронная коммерция сделала большой шаг в сторону регионов. За последние годы развитие логистической инфраструктуры позволило значительно увеличить там долю интернет продаж.

«Если буквально несколько лет назад 70% оборота приходилась на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург, то сейчас фокус электронной торговли смещается в сторону региона. Статистика за последние полгода показала, что по количеству и объёму заказов в денежном эквиваленте первое место занимает Москва (доля составляет 20%), на втором месте стоит Московская область, которая генерирует 10,7% заказов, далее — Санкт-Петербург, у него 7,3%, а оставшиеся более 60%  — это доля регионов. Самые активные из них — Краснодарский край, Ростовская, Свердловская, Самарская, Ножегородская области и республика Татарстан», — отметил Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

На форуме ECOM Retail Week обсуждались также проблемы, связанные с санкциями. В своем выступлении Алексей Мисаилов, коммерческий директор FM Logistic отметил, что планировать коммерческие направления стало очень сложно: «Если до санкций горизонт планирования составлял 4-6 месяцев, то сегодня он снизился до одного месяца».

На Форуме прошла Конференция Почты России об электронной коммерции и ритейле Ecomference (light) 2022, на которой подняли актуальные темы для игроков e-comm и ритейл индустрии. Так, для логистических компаний появились новые вызовы. «Один из основных вызовов для Почты – это рост тарифов. Однако за счет перераспределения транспортной сети, за счет мультимодальных склеек мы стараемся нивелировать рост тарифов и сохранять уровень сервиса, к которому привыкли наши клиенты и который их будет устраивать, — комментирует заместитель генерального директора Почты России по логистике Сергей Сергушев. — Средний срок поставки не изменился внутри России. Срок доставки из Китая подрос. Мы укоротили логистические маршруты в авиации, но в то же время увеличили объемы перевозок. Так, в сентябре наши самолеты совершили в три раза больше рейсов, чем в мае. В сохранении сроков перевозки и сохранении уровня тарифов большую роль играет контейнеризация перевозок, что ведет к повышению скорости. Мы запустили контейнерный поезд «Россия» с маршрутом Москва-Владивосток. С апреля уже прошли 22 таких поезда, которые перевезли в совокупности 2 710 ДФЭ. В тесном партнерстве с РЖД мы будем наращивать объемы контейнерных перевозок».

Организаторами Форума выступили Минпромторг России и Российская Ассоциация экспертов рынка ритейла.

Генеральные партнеры Форума – АО «Почта России» и Х5 Group. Партеры мероприятия – OZON, CDEK, Азбука вкуса, FM Logistic, COMITAS, Восток-Медиа, ГК «Современные транспортные технологии».

ЦИТАТЫ ФОРУМА:

Сергей Беляков, управляющий директор Ozon: «Мягкое и разумное регулирование – это фактор роста. Такое регулирование позволяет расти всем участниками электронной торговли. Сегодня у Ozon 150 тыс. постоянных поставщиков. Это влияет на наращивание производства. Для покупателя — это возможность выбора».

Татьяна Бакальчук, генеральный директор Wildberries: «Этим летом подписали правила саморегулирования. Мера была своевременная, и мы будем двигаться в этом направлении. Совместно с коллегами мы создали список недобросовестных продавцов. Принцип простой – если продавец торгует контрафактным товаром, доступ будет закрыт на всех маркетплейсах».

Алексей Судаков, советник помощника Президента Республики Татарстан по развитию логистики: «Регион привлекателен в большей мере за счет создания необходимой инфраструктуры.  В 2020 году мы задумались, куда двигаться дальше. Определили фокус на логистику. Экспертам поставили задачу связать Казань с другими регионами. Логистика через Москву теряет актуальность. Развиваются направления в сторону Владивостока, Новороссийска. Уже запущены регулярные рейсы контейнеров с Владивостоком, Санкт-Петербургом. Также из приоритетных целей выстроить логистику с Китаем». 

Евгений Шингарев, IT-директор «Винлаб»: «В ходе развития сети магазинов мы открыли для себя, что рынок вокруг существует. В течение месяца можно найти аналог оборудования. На рынке программного обеспечения ситуация обстоит хуже. Для нас было потрясение первые два три дня, дальше стали подстраиваться под новую реальность.  Это дало возможность увидеть мир за рамками привычных стандартов».

Татьяна Леонтьева, руководитель портфеля инновационных продуктов и проектов департамента инноваций Х5 Group: «Очень много появляется компаний, которые разрабатывают интеграционные шины на существующих системах. За 3 месяца мы поменяли программу лояльности. Что-то стало лучше. Что-то докрутим. Это заставляет нас двигаться вперед и меняться.  Опыт показывает, что возможностей много. Полагаться на одну платформу нельзя».

Семен Теняев, основатель компании TenChat: «Я сторонник точки зрения, что в любой ситуации можно найти плюсы. Огромное количество мелких компаний стали более перспективными. Это эпоха новых звезд, эпоха возможностей». 

Андрей Личманов, COO Ozon Fintech, Председатель Правления банка: «Конечный наш клиент — это физическое лицо. Одной из программ, развитием который мы занимаемся, является b2b. Она важна для селлеров. У нас сейчас более 120 тысяч селлеров, ожидается рост до 150 тысяч. Без поддержки продукта финтеха по b2b нашим клиентам развитие ecom невозможно. Как реклама двигатель торговли, так финтех двигатель ecom. У нас есть OZON кредит, гибкий график, деньги для продаж. Последнее наш летний «бомбовый» продукт. В этом году классические банки выдавали кредиты с определенными ограничениями. В этой ситуации мы решили действовать контр циклично. Мы для своих селлеров увеличивали лимиты и понижали процентные ставки. Любой селлер в своем личном кабинете может подать заявку и получить кредит до 100 млн рублей. Раньше выдавали до 40 млн рублей. А в целом наш кредитный портфель увеличился до 2,5 млрд рублей».

Ирина Максюта, директор по маркетплейсу «Модульбанк»: «Мы провели аналитическую работу, проанализировали ту базу клиентов, которая у нас есть и выявили, что 10-12% работают с маркетплейсами. Из этого мы сделали вывод, что необходимо развивать классический банк, и создавать нишевые продукты, которые будут помогать селлерам, давая возможность им развиваться. Мы вывели новую опцию, которую разделили на два направления: классический банк и сервисное обслуживание. Мы создали историю, которой нет пока нигде. Мы даем возможность вывести абсолютно любую сумму, которую вы получаете от маркетплейса. Деньги можно вывести не только на карты физлиц, но снимать наличными».

Анна Коломенская, руководитель отдела продаж ритейл клиентам АО «Почта России»: «В своей деятельности «Почта России» активно сотрудничает с маркетплейсами. В работе с ними используются самые различные схемы от FBO до FBS. Одним из самых востребованных опций является FBS, которая предполагает комплекс услуг по хранению, комплектации и отгрузке заказа до конечного покупателя. Сотрудничество с нами выгодно селлерам, так как мы предоставляем регистрацию на всех основных маркетплейсах, сокращаем сроки доставки, даем возможность управления одним стоком на всех площадках, что в итоге ведет к росту продаж».

Екатерина Холод, директор департамента стратегических проектов компании «Связной»: «Сегодня «Связной» имеет более 2000 ПВЗ в 1100 населенных пунктах. Ежемесячно доставляется 100 тысяч заказов. Плюс еще заказы партнеров. Функционирует восемь складов полного цикла. Для увеличения объема продаж объединяют бренды из разных областей. Также идет пропаганда самых различных брендов в удаленных регионах. Как результат, 30% объемов продаж относятся к Сибири и Дальнему Востоку».

Тимофей Триумфов, коммерческий директор 5Post: «Коллеги развиваются и открывают новые магазины. И мы развиваемся вместе с ними. Все современные маркетплейсы используют микс выдачи заказов: кассы магазинов, постоматы, пункты самовывоза. Выдача заказов становится максимально клиенто-ориентированной».

Екатерина Анциферова, директор по развитию крупнейшей в стране компании по фулфилменту «Бета ПРО»: «У нас роботы по складу не ходят, дроны не летают. В этой истории пока главным остается человеческий фактор. На профессионале завязано жёсткое управления процессами. Складская логистика работает с людьми. На первой ступени у нас стоит человеческий фактор».

Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга: «Нам надо учитывать опыт работы в оффлайне. Мы пытались учесть допущенные ошибки и недостатки, и пошли по следующему пути. Надо взять конкретные кейсы, обсудить их и попытаться решить, что позволит выработать механизмы решения тех или иных вопросов. Конкретный пример: в комиссию поступило 130 обращений от селлеров, из которых 100 мы уже решили».

Федор Вирин, партнер Data Insight: «Мы можем ожидать существенного сокращения денег у населения в 2023 году за счет того примерно миллиона человек, которые в этом году уехали или мобилизованы —   это примерно 1-2% денег в ритейле. В следующем году мы можем ожидать при нормальном прогнозе рост онлайн-ритейла примерно на 20-25%, как в 2017 году».

Ирина Крупнова, начальник управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора: «Сейчас мы ждем подзаконные акты, регулирующие продажу рецептурных лекарств. Надо понимать, что цена ошибки очень велика. Мы проверили 40 тысяч сайтов, 26 тысяч из них были заблокированы, они занимались незаконной продажей безрецептурных лекарств. В ходе эксперимента отработаем проблемы. Один из сложных вопросов — доставка лекарств в сельскую местность. Здесь мы делаем ставку на Почту России. Эксперименту быть!».

Евгения Муравьева, руководитель направления развития продаж среднему бизнесу «Ситилинк»: «Были компании-клиенты, кто был завязан только на одном бренде. Сейчас все посмотрели в сторону Азии. Наша закупка нашла очень много качественных брендов. Когда заходим в продажу новой истории, всегда требуем обучения. Для В2В-направления это очень важно. Параллельный импорт тоже есть. Мы не отступили от своих позиций. Все наши клиенты получают то, что хотят».

Василий Жайворонок, руководитель департамента по развитию федеральных клиентов «Почта России»: «По роду деятельности я тесно взаимодействую с маркетплейсами.  Вместе с расширением ассортимента товаров на маркетплейсах растет количество селлеров, реклама на площадке стала более продуктивной. Сегодня у продавцов уже не встает вопрос, где брать товар и где продавать».

Татьяна Борзых, директор по развитию компании Dostavista: «Есть категории товаров, когда время имеет значение. Это, например, продукты питания. Спрос на эту категорию доставки увеличился. В то же время спрос на доставку ресторанных заказов снижается. Параллельно развивается доставка фармы. Такая тенденция актуальна и в регионах».

Людмила Подъяпольская, директор департамента по управлению ценностью покупателей и клиентским опытом «Магнит»: «Покупателю интересны различные «ништяки», которые мы делаем. Очень популярен поиск «золотого скрепыша». Используем мультиформатные сертификаты, действие которых распространяется на несколько видов товаров».

Алексей Мурзенок, директор по международным партнерским программам РЭЦ: «Выйти на рынок Турции достаточно сложно. На турецких рынках высокие пошлины. Если удастся договориться о снижении пошлин, тогда шансы есть. Если преференции будут от других стран, я только за. Ведутся переговоры на всех уровнях, чтобы для наших экспортеров не было ненужных барьеров».

Ксения Васильева, вице-президент по управлению персоналом ГК Inventive Retail Group: «Изменился характер соискателей: они сейчас не берут трубку, если только предварительно с ними не свяжешься в мессенджере. Это что-то новенькое, и пока непонятно, ситуационно это, или новый тренд».